Вайнахская этика

Исаев Э.

Недаром их друг в друге

узнают,

И если вместе им дано

дышать.

Они нетленной красотой

цветут.

(М. Сулаев. Орлиной тропой. Грозный, 1987, с. 34).

Далеко за пределами республики знают творчество Шайхи Арсанукаева. Поэт в своих произведениях также эмоционально и убедительно рассказывает о дружбе, этических правилах куначества. Одно из них так и называется - "Другу". (Стихи, Грозный, 1971, с. 11):

... Ах, старый друг.

Сейчас бы повидаться!

Не позабыл? Мы

встретились в пургу.

Когда б не ты — куда бы

мне деваться?

Неровен час, остался б

на снегу.

Но незабвенный дух твоей

овчины

Меня накрыл и душу

отогрел ...

И я вернусь к просторам

Казахстана

И принесу Салам далеких Гор.

А что же ты? Тебя здесь

ждут и знают,

Твой дом — в дому

у каждого из нас.

Так приезжай. Увидишь,

как встречает

Своих друзей

признательный Кавказ.

В поэме "Башни чести" (Грозный, 1990, с. 5) Алвади Шайхиев создал впечатляющую картину встречи двух кунаков - чеченца Рохмада и русского Паши:

... А в чем веселья этого причина?

Не сватовство и не рождение сына

Аул встречает радостью сейчас.

Приехал гость, а на земле от века

Для горца не бывало человека

Дороже гостя, -

Как и в этот раз.

Вот потому-то во дворе Рохмада

Сегодня праздник,

А в душе — отрада,

И любо нынче все ему вокруг.

К нему-то и приехал гость

желанный,

Да и не просто гость, а брат

названый ...

Паша — надежный, преданнейший

друг.

Поэт говорит об их дружбе:

Рохмад, от всей души клянусь тебе я,

Аул твой мне теперь всего роднее,

И несказанно жизнь уже мила.

Ведь рядом ты — и друга нет

вернее,

И рядом та, с кем танцевал,

робея,

Та, что прекрасней прочих, -

Жамила.

Поэт гласит:

Извечно жили юноши на свете,

Чьей славы не могли стереть

столетия

И чьих не зачеркнуть достойных

дел.

Они рождались, где земля

гориста,

Сто лет назад, и двести лет, и

триста –

И посейчас их круг не поредел ...

В другом своем произведении, в "Заповеди" (Москва, 1990, с. 11) Алвади, зазывая гостей в горы Кавказа, пишет:

... Только больше смерти бойся

В ясный день иль в непогоду

Изменить друзьям однажды.

Обнаружив подлый страх.

Нет, не горцы — сами горы

Не простят такого сроду:

Мстит предателю и трусу

Каждый камешек в горах.

Обратимся теперь к творчеству известного ингушского поэта Джемалдина Яндиева. Вот что он пишет:

Если время считать

По разрушенным вехам, -

Почему человек

Не в ладах с человеком?

Если счастье на свете

Еще существует, -

Почему человек

С человеком враждует?

Или еще его строки:

.. Здесь в братский союз

Их заковывал страх

Горячею цепью очажной,

Но все это гордо скрывалось

в сердцах,

И гостя старался

Приветить вайнах,

Принять, словно дар высочайший ...

(Д. Яндиев "Весенний зов". Москва, 1986, с. 30)

 Закончим свое повествование об этических нормах куначества пословицами вайнахов: "Достойный человек не бывает без друзей", "Понимающий друг считается братом", "Друг смотрит в лицо, а недруг - в ноги".

Так давайте же смотреть только в лицо друг другу!

ГЛАВА III.   Этика семейной жизни

1.  Согласие в семье

Сколько прожито лет, Сколько по ветру пущено зря!

(Шайхи Арсанукаев).

В романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» героиня говорит: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять жизнь … Но кто придумал, кто посмеет покушаться на память человека?»

Да, мы живем сегодня по Шекспиру: «распалась связь времен», то есть оторвались от своих корней, от своей национальной этики.

В старину вайнахи советовали: «Сыну надлежит украсить себя качеством своих благородных дедов, ибо благородный сын берет пример со своего знаменитого отца». Но в годы тоталитаризма вообще трудно было об этом говорить, тем более в плане национальной этики. Не случайно «научный атеизм» вел методическую борьбу с мудрыми стариками под видом борьбы с религией.

Религиозная энергия народа подвергалась эксплуатации. Общечеловеческое начало нравственности исчезло. Человек уходил к партикулярной, «государственной», классовой, узконациональной и т.д., а точнее - к языческой этике. Что есть добро, а что   есть зло - решал «революционный класс», носитель всяческого «прогресса», или его авангард - партия. Если же и партийные органы были заняты «практическими делами», то - съезд. А если и его некогда было собрать, то - руководство ЦК. И так далее, пока не дошли до «вождя и учителя».

В подобных условиях об этическом воспитании не приходилось даже мечтать, особенно в школах и вузах. И тем не менее наши старшие товарищи, помня, что это воспитание необходимо с самых малых лет, учили и учат детей прекрасным нравственным качествам.

Этическое отношение к себе, к миру не появляется само собой, оно формируется с малых лет, особенно в семейной жизни.

Сегодня вопрос о национальной самоидентификации является этическим, это вопрос морального выбора той культуры, к которой человек считает себя принадлежащим. Если разобраться, то сегодня, в эпоху «вавилонского столпотворения» этносов, народов и наций, а в нашем случае и тайповых распрей, человека толкает на путь национальной, культурной, а подчас и религиозной самоидентификации прежде всего этический импульс - потребность утолить нравственный голод, жажда морального самоопределения в условиях размытости границ между добром и злом. Человек начинает задыхаться, мечется из стороны в сторону, ощущает «общий дискомфорт». А как быть детям? Вот почему именно этика претендует сейчас на главную роль, становясь источником воспитания подрастающего поколения.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru