Недаром их друг в друге
узнают,
И если вместе им дано
дышать.
Они нетленной красотой
цветут.
(М. Сулаев. Орлиной тропой. Грозный, 1987, с. 34).
Далеко за пределами республики знают творчество Шайхи Арсанукаева. Поэт в своих произведениях также эмоционально и убедительно рассказывает о дружбе, этических правилах куначества. Одно из них так и называется - "Другу". (Стихи, Грозный, 1971, с. 11):
... Ах, старый друг.
Сейчас бы повидаться!
Не позабыл? Мы
встретились в пургу.
Когда б не ты — куда бы
мне деваться?
Неровен час, остался б
на снегу.
Но незабвенный дух твоей
овчины
Меня накрыл и душу
отогрел ...
И я вернусь к просторам
Казахстана
И принесу Салам далеких Гор.
А что же ты? Тебя здесь
ждут и знают,
Твой дом — в дому
у каждого из нас.
Так приезжай. Увидишь,
как встречает
Своих друзей
признательный Кавказ.
В поэме "Башни чести" (Грозный, 1990, с. 5) Алвади Шайхиев создал впечатляющую картину встречи двух кунаков - чеченца Рохмада и русского Паши:
... А в чем веселья этого причина?
Не сватовство и не рождение сына
Аул встречает радостью сейчас.
Приехал гость, а на земле от века
Для горца не бывало человека
Дороже гостя, -
Как и в этот раз.
Вот потому-то во дворе Рохмада
Сегодня праздник,
А в душе — отрада,
И любо нынче все ему вокруг.
К нему-то и приехал гость
желанный,
Да и не просто гость, а брат
названый ...
Паша — надежный, преданнейший
друг.
Поэт говорит об их дружбе:
Рохмад, от всей души клянусь тебе я,
Аул твой мне теперь всего роднее,
И несказанно жизнь уже мила.
Ведь рядом ты — и друга нет
вернее,
И рядом та, с кем танцевал,
робея,
Та, что прекрасней прочих, -
Жамила.
Поэт гласит:
Извечно жили юноши на свете,
Чьей славы не могли стереть
столетия
И чьих не зачеркнуть достойных
дел.
Они рождались, где земля
гориста,
Сто лет назад, и двести лет, и
триста –
И посейчас их круг не поредел ...
В другом своем произведении, в "Заповеди" (Москва, 1990, с. 11) Алвади, зазывая гостей в горы Кавказа, пишет:
... Только больше смерти бойся
В ясный день иль в непогоду
Изменить друзьям однажды.
Обнаружив подлый страх.
Нет, не горцы — сами горы
Не простят такого сроду:
Мстит предателю и трусу
Каждый камешек в горах.
Обратимся теперь к творчеству известного ингушского поэта Джемалдина Яндиева. Вот что он пишет:
Если время считать
По разрушенным вехам, -
Почему человек
Не в ладах с человеком?
Если счастье на свете
Еще существует, -
Почему человек
С человеком враждует?
Или еще его строки:
.. Здесь в братский союз
Их заковывал страх
Горячею цепью очажной,
Но все это гордо скрывалось
в сердцах,
И гостя старался
Приветить вайнах,
Принять, словно дар высочайший ...
(Д. Яндиев "Весенний зов". Москва, 1986, с. 30)
Закончим свое повествование об этических нормах куначества пословицами вайнахов: "Достойный человек не бывает без друзей", "Понимающий друг считается братом", "Друг смотрит в лицо, а недруг - в ноги".
Так давайте же смотреть только в лицо друг другу!
ГЛАВА III. Этика семейной жизни
1. Согласие в семье
Сколько прожито лет, Сколько по ветру пущено зря!
(Шайхи Арсанукаев).
В романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» героиня говорит: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять жизнь … Но кто придумал, кто посмеет покушаться на память человека?»
Да, мы живем сегодня по Шекспиру: «распалась связь времен», то есть оторвались от своих корней, от своей национальной этики.
В старину вайнахи советовали: «Сыну надлежит украсить себя качеством своих благородных дедов, ибо благородный сын берет пример со своего знаменитого отца». Но в годы тоталитаризма вообще трудно было об этом говорить, тем более в плане национальной этики. Не случайно «научный атеизм» вел методическую борьбу с мудрыми стариками под видом борьбы с религией.
Религиозная энергия народа подвергалась эксплуатации. Общечеловеческое начало нравственности исчезло. Человек уходил к партикулярной, «государственной», классовой, узконациональной и т.д., а точнее - к языческой этике. Что есть добро, а что есть зло - решал «революционный класс», носитель всяческого «прогресса», или его авангард - партия. Если же и партийные органы были заняты «практическими делами», то - съезд. А если и его некогда было собрать, то - руководство ЦК. И так далее, пока не дошли до «вождя и учителя».
В подобных условиях об этическом воспитании не приходилось даже мечтать, особенно в школах и вузах. И тем не менее наши старшие товарищи, помня, что это воспитание необходимо с самых малых лет, учили и учат детей прекрасным нравственным качествам.
Этическое отношение к себе, к миру не появляется само собой, оно формируется с малых лет, особенно в семейной жизни.
Сегодня вопрос о национальной самоидентификации является этическим, это вопрос морального выбора той культуры, к которой человек считает себя принадлежащим. Если разобраться, то сегодня, в эпоху «вавилонского столпотворения» этносов, народов и наций, а в нашем случае и тайповых распрей, человека толкает на путь национальной, культурной, а подчас и религиозной самоидентификации прежде всего этический импульс - потребность утолить нравственный голод, жажда морального самоопределения в условиях размытости границ между добром и злом. Человек начинает задыхаться, мечется из стороны в сторону, ощущает «общий дискомфорт». А как быть детям? Вот почему именно этика претендует сейчас на главную роль, становясь источником воспитания подрастающего поколения.