Рождение сына у вайнахов сопровождалось большим торжеством. В новорожденном видели не только наследника и продолжателя рода, но и будущего воина, защитника своего народа. Поздравляя отца, люди желали: «Пусть растет счастливым и храбрым джигитом!», «Пусть он будет семи братьям брат!», «Пусть живет долго!» и т.д.
Ведя большую исследовательскую работу в Чечне и Ингушетии, изучая нравы и обычаи вайнахов, уже упоминавшийся нами подполковник царской армии И.Л. Клингер пишет: «Родители никогда не бьют и почти не бранят своих детей, считая их даром Божьим. Если дети иногда слишком надоедают и огорчают, мать слегка журит, но не бьет их. Отец всегда в общении с детьми ровен, суров и молчалив. Заметив в мальчике какие-нибудь капризные желания, он старается поддержать в нем столько упрямой настойчивости, чтобы ребенок достиг цели. Если ребенку удалось получить желаемое - отец похвалит его, а в противном случае трунит над ним, называя его дрянью или девочкой. Лета своих детей родители считают только до 15 лет, а далее не ведут им счет…» (Пленники большой Чечни. Грозный, 1992, с. 11).
У вайнахов сыновнее почтение, уважение к родителям и старикам является характерной чертой, лейтмотивом поведения. В каждом взрослом живо его детство, и оно так или иначе влияет на стиль воспитания следующего поколения. И не случайно у нас есть пословица: «Поступай по совету старшего, даже если он старше тебя только на год». В другой пословице говорится: «Сам не знаешь - знающих слушай». Почитание старших, прежде всего родителей - это унаследованный от предков, усвоенный с молоком матери благородный этический обычай вайнахов. Непослушание и невнимательность к просьбам и нуждам родителей строго осуждались в народе.
В практике этического воспитания в семье немаловажное значение имеют отношения детей между собой. Обычно старшие шефствуют над младшими, и младшие, выполняя их указания, растут под их влиянием. Вайнахи говорят: «Хорошие дети - мед, плохие дети – саранча», «Хороший сын - гора, плохой сын – тряпка», «Хороший брат - крепость, плохой брат – горе» и т.д.
Помимо отца и матери, в семье этическим воспитанием занимаются дедушки, бабушки и другие родственники. Мнение дедов, их советы имели и имеют во многих семьях сегодня важное значение в решении самых разнообразных жизненных вопросов. Создавались даже своеобразные советы старейшин. Все вопросы о разводах, разногласиях между отцом и сыном, другие аспекты этического характера решал этот совет.
Народные мудрецы сложили специальные сказки и илли о дедушках и бабушках. Это «Верные друзья Мовсур и Магомед», «Хасан и Ахмед» и др. Каждая сказка завершалась этическими советами мудрецов юным слушателям.
В книге Алвади Шайхиева «Башни чести» {Грозный, 1990 г.) есть такое обращение к молодым:
Быть бы нам достойными
Времени великого,
Жить бы нам по совести,
По-людски всегда!
Наш рассказ о семейной этике был бы не полным, не приведи мы здесь замечательные строки из «Къонаха» Ахмада Сулейманова:
Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена?
И я сказал тебе в ответ под гул торжественного пира,
Что къонах — это славный муж, чья жизнь другим посвящена,
Что къонах — это тот, на ком покоятся устои мира.
Ретив и ловок конь в горах, пока подкован крепко он,
Подковы стерты, — станет конь хромым, беспомощным и вялым.
Пока есть къонахи средь нас, — незыблем доблести закон,
И можем смело мы идти по самым трудным перевалам.
Да, къонах — это богатырь, чье сердце бьется для людей,
Что служит правде и добру во имя Родины любимой.
В ком нервы — лука тетива, в ком разум — ярче ста огней,
Чья, словно сталь, душа тверда и к подлости непримирима.
Бахвальство презирает он, достойно ценит удальство,
И мудрость знаний для него дороже всех богатств
несметных.
Когда вы сходитесь на пир, оставьте место для него:
Кто в битве за Отчизну пал, — тот вечно жив в строю
бессмертных.
Они всегда среди живых, — герои, витязи, борцы,
Кто справедливость утверждал, чья кровь — на пламенных
знаменах.
Чья жизнь прекрасна и чиста, как гор заоблачных венцы,
Кого народная молва почтила гордым званьем — Къонах!
Что значит, къонах, ты спросил, и какова ему цена?
Народа стойкость, верность, ум и славу воплощает
Къонах!
В другом стихотворении – «Надписи на камнях», Ахмад Сулейманов обращается к молодежи, взывает к ее чести, призывает к согласию в семье:
Когда я недружную вижу семью, -
То словно терплю пораженье в бою:
На сердце обида, тоска и печаль,
И тех, кто живет в этом доме, мне жаль.
Мужчина, что гордость свою бережет, -
Как крепость, Отчизны надежный оплот.
А девушка, верная чести своей,
Сравнима с надежностью трех крепостей!
Творчество вайнахских поэтов и прозаиков как в прошлом, так и сегодня оказывало и оказывает большое этическое влияние на формирование гуманистических идей народной педагогики. Литература и искусство наиболее ярко и эмоционально отражают духовный облик народа. Учителя и преподаватели могут широко использовать произведения местных авторов в процессе этического воспитания детей и молодежи. Это прежде всего книги: Р. Ахматовой – «Признание» (Москва, 1984), Х.-А. Берсанова – «Сокровищница мудрости - пути к счастью» (Грозный, 1990), М. Сулаева – «Иду на зов» (Грозный, 1979), И. Базоркина – «Из тьмы веков» (Грозный, 1984), С. Чахкиева – «Когда гибнут сыновья» (Грозный, 1967), Д. Яндиева – «Весенний зов» (Москва, 1986), Я. Хасбулатова – «Высокое имя» (Москва, 1986), А. Шайхиева – «Башни чести» (Грозный, 1990), И. Алироева – «Кувшин мудростей» (Грозный, 1990), А. Сулейманова – «Симфонии гор» (Грозный, 1977). Есть немало и других.