Вайнахская этика

Исаев Э.

(Р. Ахматова).

В статье 44-й Конституции Чеченской Республики Ичкерия говорится: «Семья, материнство и детство находятся под защитой государства…». Следовательно, государство и родители обязаны заботиться о воспитании детей, создавать условия для их взросления, готовить к общественно-полезному труду, растить достойными гражданами своего государства.

Любой народ, в том числе и вайнахи, гордится своим умением воспитывать достойную смену. И здесь сила воздействия семьи на развитие и воспитание детей имеет огромное значение. Социальная необходимость ее участия в формировании личности ребенка играет ведущую роль. Государство же обязано удовлетворить потребности родителей в воспитании детей, помня, что влияние на них уклада жизни семьи занимает ведущее место.

Семья фокусирует в себе все основные аспекты человеческой деятельности и выходит на все уровни практики – от общественно-исторического до индивидуального, от экономического до идеологического.

И не случайно в прошлом - и сегодня - воспитание детей находится у вайнахов в центре внимания всех членов семьи. Здесь огромное значение имеет личный пример и авторитет родителей, их этическое воздействие на детей, устойчивость и ответственность семьи.

Наши предки, не зная основ научной педагогики, прекрасно владели формами и методами поощрения и наказания, знали и учитывали их психологическое воздействие, не допускали мер, унижающих достоинство детей. Сегодня отдельные молодые семьи слабо подготовлены к выполнению своих воспитательных функций. Порой они проявляют безволие и непоследовательность, излишнюю строгость к детям. Здесь чувствуется дефицит и однообразие общения с ними, не учитываются возрастные особенности, потребности и возможности. Иными словами, налицо разрыв между нравственными требованиями к каждому ребенку и собственными поступками старших.

Мы уже говорили о том, что формирование этики семьи и семейных отношений представляют собой очень сложный процесс. Семья - самый интимный коллектив. Своими сокровенными мыслями ребенок нередко делится с родителями, особенно с матерью. Вайнахский народ на опыте многих поколений убеждался, что основа семьи - это полное согласие всех ее членов. И не случайно вайнахские пословицы гласят: «Семья бедна бывает, коль не дружна бывает», "В дом, где нет согласия, счастье не пришло».

В творчестве нашей незабвенной Раисы Ахматовой много поэтических строк, посвященных этическому воспитанию детей в семье. Вот, к примеру, что она писала сыну:

Главное, сын мой,
служенье добру
В быстром течении лет.
В помощь тебе я в альбом
соберу
Весен минувших букет.
Ты заменить в этом мире
меня
Должен всегда и во всем,
Память храня и заветы
храня
В солнечном мире моем.

Как же актуально звучат сегодня и такие ее строки:

По прежним, юным временам…
Птенцы! Я вас летать учила,
Любовь передавала вам,
А, значит,
-
Не была бескрыла!

 

В старину вайнахи говорили: «Семья без детей не семья, жизнь без детей не жизнь». Да, дети не только прибавляют забот, но и являются ни с чем не сравнимой радостью. Кроме того, они не только объект воспитания, но одновременно и сами - мощнейшее средство воспитания самих родителей. Философ Г. Батищев говорил «Спасение через детей».

В повседневной суете и спешке, в хлопотах о материальном благополучии мы часто забываем, что дети растут вместе с нами, во всем нас копируя, перенимая у нас хорошее и плохое и не прощая ошибок… Мы должны помнить, что две вещи быстро уничтожают человека: глупость и распутство. То есть: одни потеряли саму жизнь так как не были научены ее хранить, другие - потому, что не хотели хранить. Как добродетель - сама себе награда так и порок - сам себе кара.

Издревле у вайнахов, независимо, дочерью или сыном, свято чтится мать. Почтение к матери, равно как и ее любовь к детям, справедливо считается высшей степенью нравственности.

Снова обратимся к нашим замечательным поэтам. Так, Умар Яричев в стихотворении «Матери наши» пишет:

Чтобы трудности дорог
мы осилить смогли
И надежды огонь не был
в сердце погашен.
За собою вы нас терпеливо
вели,
От забот поседевшие
матери наши.
И однажды понятным
становится вдруг:
Ничего пет на свете
дороже и краше
Вашей светлой улыбки
и ласковых рук,
За собой нас ведущие
матери наши.

Другой известный наш поэт Николай Краснов пишет стихотворении «Руки матери»:

Я славил все -
далекое и близкое,
Цветы и хлеб, весну,
любовь и лето.
Степной простор…
Лишь руки материнские
Ни разу мною не были
воспеты,
Простые, не унизанные
перстнями,
Они не отдыхают
ни минутки -
Отзывчивые, чистые,
как песня.
И словно сердце,
добрые и чуткие.
Спешат года,
на все печать накладывая
И голова родимой
стала белою,
И руки у нее
работу адовую
За трудный век
несчетно переделали…
Перечислять не стану.
Да и надо ли?
Скажу одно: когда,
шагая в дали,
Нередко оступались мы
и падали,
Нас всех вот эти руки
поднимали.
Прошу вас, присмотритесь
повнимательней:
Ни отдыха не знавшие,
ни лени.
Чуть вздрагивают руки
матери.
Положенные ею
на колени:
Изборожденные
морщинами,
Их назовешь изящными
едва ли…
Но мы бы просто не были
мужчинами,
Когда бы этих рук
не целовали.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru