…Дерриге ловш верг а
кхеллих тарво
Лара а атто во
арарчу вонах,
Гу боцчу шерачохъ
байн некъ а бо…
Процесс воспитания личности не имеет перерывов. Он должен вестись ежедневно, ежечасно. И долг каждого из нас - вырастить своих детей лучшими, чем мы, памятуя о том, что они являются продолжателями наших лучших этических качеств. А для этого мы должны добиться, чтобы они хорошо и прилежно учились в школе, вузе, получили настоящее образование. Без этого трудно говорить о чем-то высоком, особенно об этике. Нравственное воспитание в семье предполагает привитие детям навыков и привычек благопристойного, скажем так, поведения.
Основным и определяющим критерием для оценки нравственного развития личности является не только ее сознание, но и ее поведение, ее действия. Разве можно считать правдивым ребенка, который не отрицает необходимости правдивого поведения, но часто лжет учителю и родителям?
Ученик, безусловно, должен знать, что такое честность, правдивость. Но одного этого еще недостаточно. Нельзя о результатах нравственного воспитания судить только по устным и письменным высказываниям детей. Основным показателем результатов воспитательной работы являются поступки и действия школьников. Воздействуя на сознание учащихся, нужно вместе с тем так организовать накопление ими личного опыта, чтобы обеспечить выработку у них необходимых этических навыков и привычек.
Родителям и учителям надо помнить, что ребенок проявляет себя не только в словах и поступках, но и в эмоциях. Поэтому очень важно в процессе этического воспитания вызывать у детей положительные переживания, формировать их нравственные чувства, которые обычно оказывают серьезное влияние на поведение ребенка. Ребенок, проникнутый чувством чести всего своего народа, не допустит недостойных, аморальных поступков, позорящих его. Он будет требовательным также к поведению и поступкам своих товарищей.
Особое значение в этическом воспитании приобретает развитие и закрепление у учащихся чувства патриотизма, чувства товарищества, чувства долга и чести, чувства собственного достоинства.
Надо стремиться к тому, чтобы школьники постепенно осознавали связь собственных чувств и переживаний с чувствами своего народа.
Задача этического воспитания детей в семье заключается в том, чтобы, опираясь на положительные чувства ребенка, вызвать у него сознательные нравственные побуждения, влиять на его поведение и деятельность. При определении содержания и методов нравственного воспитания следует обязательно предусмотреть конкретные виды деятельности учащихся.
Этическое воспитание школьников осуществляется прежде всего и главным образом в процессе обучения. А это - коллективная деятельность учащихся, учителей и родителей. В процессе обучения педагоги совместно с родителями воздействуют на учащихся и не только вооружают их знаниями, но и воспитывают их в этическом духе.
Этическое воспитание и обучение зависит главным образом от учителя, от его идейной «вооруженности», от его личного морального облика. Опыт подтверждает, что личный пример учителя решает все: как ни объясняй, как ни требуй, а если нет живого примера - положительного результата не добьешься. Школьные программы, учебники и учебные пособия, как бы хороши они не были сами по себе, механически, без учителя, не могут формировать у ребенка этических взглядов и убеждений, не могут приучить его к нравственному поведению. Учителя определяют содержание и организацию конкретного урока, продумывают методы и приемы обучения и этического воспитания. Само собой разумеется, что лишь тот педагог достигнет серьезных успехов в этическом воспитании, который сам будет воодушевлен великой идеей служения родине, всем своим поведением, своими поступками будет показывать высокие образцы честного выполнения долга перед нею.
Надо помнить, что у большинства школьников преобладают положительные качества. Опираясь на эти качества, легче устранить недостатки в поведении ребенка.
К сожалению, иногда учителя и родители свое внимание направляют главным образом на слабые стороны в поведении детей, на искоренение имеющихся у них недостатков. Таким образом, этическое воспитание превращается лишь в борьбу с недостатками, с отрицательными качествами.
Бесспорно, игнорировать их в поведении детей нельзя. Однако не следует слишком подчеркивать эти недостатки, напоминать о них детям на каждом шагу.
Нужно внушать детям, что они способны на хорошие поступки, что они имеют все данные для того, чтобы стать полезными членами общества. Надо всегда стремиться обнаружить в поведении детей положительные моменты и использовать их как опору для этического воздействия.
Положительные качества надо развивать и закреплять, а отрицательные - изживать.
Необходима также единая линия школы и семьи в нравственном воспитании учащихся. Если их требования и воспитательное воздействие будут несогласованны и противоречивы, то эффект воспитания значительно снизится.
Вместе с тем, нужно обеспечить единство требований воспитательных воздействии со стороны всех взрослых членов семьи. Отсутствие такого единства, разногласие между родителями очень болезненно сказывается на формирующемся сознании и поведении детей.