На протяжении всей своей истории, не омрачив сердца родителей, славы родного края и его народа, храбро и самоотверженно приняли смерть на поле брани десятки и сотни тысяч вайнахов - как в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.), так и в российско-чеченской войне (1994-1996 г.г.). А таких, как лермонтовский Гарун, было ничтожное число.
Семейный кодекс вайнахов требует, чтобы родители воспитывали у детей здоровое сотрудничество. Как и в давние времена, и теперь говорят: «Яхь йолуш бераш кхиадар» ("Воспитывать в детях здоровое соперничество»). «Если о человеке говорят, что у него нет «яхь», то это верный признак того, что он потерял авторитет среди людей своего круга, своего тайпа. Когда же речь идет о представителе мужского пола, то подобная характеристика равносильна тому, как если бы о нем сказали «не мужчина». И наоборот, сказать о чеченце или ингуше, что у него сильно развит «яхь» - значит высказать ему самую высокую похвалу. Такой человек считается образцом поведения, ему присущи все те черты, которые высоко ценятся по вайнахским этическим нормам…»
(И. Алироев, Дж. Межидов. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992, с. 92).
«…Любой чеченец или ингуш очень чувствителен к мнению односельчан о его детях. Горский этикет требует, чтобы он явно не обнаруживал этого, но он всегда очень близко принимает похвальные отзывы о детях, гордится этим». (Там же, с. 96).
Вот только непонятно сегодня, где же эта гордость затерялась у некоторой части нынешних отцов?
С раннего возраста дети у чеченцев и ингушей попадают в орбиту нравственных домашних отношений. Этика запрещала мужу ругать жену в присутствии детей. В народе и сегодня говорят: «Жену, с которой думаешь жить, не позорь».
Родители учат детей, как обращаться к старшим. Приветствуя их, они должны сказать: «Маьрша вогIийла хьо!» («Пусть будет с миром твой приход»), «Маьрша гIойла хьо!» («Иди свободным»). Имеет значение и возраст человека, к которому относится приветствие. Так, обращаясь к старику, говорят: «Хьо вогIу, воккха стаг?» («Ты идешь, старый человек?»); «Хьо вогIу?» («Ты идешь?»).
Особое внимание вайнахи уделяют таким качествам, как учтивость, благожелательность, скромность, сдержанность, уважение к старшим, культура приема пищи, поведения за столом и т.д.
От детей родители требуют быть хозяевами своего слова. Общество отказывалось от того, кто отступал от данного им слова, и это было самым суровым осуждением. О подобном человеке отзываются пренебрежительно: «Стаг вацара изам, шен дош лардан ца хьа а цунна» («Он не мужчина, не умеет держать своего слова»).
Идеи нравственного воспитания в семье легли и в основу вайнахских сказок. Прочитав «Чингиза», «Спящего джигита», «Сына вдовы Жосарко и князя Тепсырко», «Странствия Ахмета» и другие сказки, мы убедимся в этом. Во многих из них прославляется мужество, отвага юных героев, нравственный кодекс человека. Они поучительны как для родителей, так и для детей. В них осуждается детская лень, ложь, трусость. Приводится назидание мудрецов, как уберечься от плохих поступков. Сказки можно и нужно использовать в практике семейного воспитания. Доступные детскому восприятию, они образно утверждают идеи победы добра над злом, являются своеобразным «учебником этики».
Нравственные чувства - это богатые по содержанию, сложные по структуре переживания человека, определяющие его отношение к поступкам и действиям, которые в конечном счете вызывают у него моральное удовлетворение. Важно, чтобы ребенок с малых лет на примере родителей видел проявления искренних добрых чувств. Только тогда можно надеяться, что в любой обстановке чувства детей найдут свое выражение в благородных поступках. Всего этого нам сегодня не хватает, То есть - некоторые из нас порой забывают, что в доме есть ребенок и есть мы, обязанные растить их достойными.
В исламе говорится, что ребенок - душа отца, носитель черт его характера, зеница ока. Отец обязан быть справедливым в вопросах регулирования отношений между детьми, а дети - быть послушными отцу.
Отец не должен без причин и необходимости дарить кому-либо из детей подарки, возбуждая тем самым зависть других и разжигая огонь меж ними. Мать также должна следовать этому правилу.
По исламскому этикету, отец не имеет права лишать своих детей наследства. Нельзя мусульманину лишать наследства и дочерей и даже детей своей жены, родившихся не от него.
Если кто-либо совершает подобные поступки - он действует против воли Аллаха, против Его справедливости. «Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну - долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) - женщины, числом больше двух, то им две трети того, что он оставил, а если одна, то ей – половина». (Сура ан-Нисаъ, аят 11).
Мать должна быть окружена особым почетом, ибо это проистекает из ее материнских прав: она выносит все боли, страдания и трудности беременности, родов, кормления и воспитания детей.
«Мы завещали человеку благодетельствовать своим родителям; мать носит его с тягостью и производит с тягостью (и вынашивание ею и отлучение - тридцать месяцев)». (Сура аль-АхIкъаф, аят 15).