Вайнахская этика

Исаев Э.

Ребята вставали до восхода солнца и бодрствовали до наступления ночи. Был тогда хорошо известен учитель традиционного воспитания - Паскоч, - выходец из с. Кий. Его ученики выделялись среди других выносливостью, знанием принципов вайнахской этики…

Школа воспитания, с которой вы только что ознакомились, - это целый свод законов народной педагогики. Будь на то наша воля, мы бы внедрили эту практику и в нынешней школе. Говорили же наши мудрецы: «Усвоенное в детстве подобно надписи, высеченной на камне», «Умного вода не унесла и огонь не сжег», «Ум на базаре не купишь» и т.д.

Может, мы не правы, требуя, чтобы с малых лет детей приучали к труду и занимались их умственным воспитанием?

Если с трудовой этикой все понятно, то этого не скажешь об образовании. Во-первых, в республике до сих пор нет в полном объеме национальной программы по народному образованию. А та, которую имеем, напоминает расстановку шахматных фигур на доске: взяты отдельные куски из программ бывших союзных республик и расставлены по клеточкам, поданы как «национальная программа».

Во-вторых, ее составители слишком мало работали в школах, чтобы хорошо и полно знать школьную жизнь. В-третьих, в ней очень скудно подаются проблемы истории, культуры, этики, традиции и национально-культурные ценности чеченского народа. И, самое главное, чтобы выполнить эту программу, мы не имеем учебников и учебных пособий, особенно по истории родного края, этике, культуре и религии.

С решением этих проблем медлить непозволительно. Разрыв связей между поколениями привел к тому, что идет задержка в выработке собственной трудовой этики, четко наметилось непонимание детьми старших, образовался некий ценностный вакуум, который невозможно заполнить избытком досуга и развлечений - истинные ценности обретаются только в труде, производстве.

Практически за годы правления советской власти все каналы вовлечения молодых людей в общественную жизнь. Оказались заблокированными или деформированными. Состояние неопределенности, чувство ущербности усиливается пренебрежением к главным жизненным заботам молодежи, невозможностью ею обрести достойное место в основных социальных сферах: производственной (позднее включение в трудовой процесс, низкооплачиваемая работа, замедленное должностное продвижение), политической (недоверчивое отношение «свыше» к ее инициативам), научной и творческой (когда даже сорокалетние ученые или писатели считались и считаются «молодыми»), бытовой (необеспеченность жильем, низкий уровень доходов) и т. д.

Это «запрограммированное» неблагополучие молодежи оборачивается бездуховностью. Лишенное корней, уходящих в семейную, трудовую мораль, человеческое «я» расплывается: мотивы поведения начинают формироваться в отрыве как общественных, так и национальных ценностей, то есть в значительной мере лишаются смысла. Публично одобряемые цели и идеи превращаются не во внутреннее убеждение, а в формальную условность, с которой, конечно, в меру необходимости надо считаться, но брать ее за основу - попросту глупо. Происходит как бы «расстыковка» ранее усвоенных общественных установок – «ум» оказывается не в ладу с «сердцем», сознание - с поведением. Мораль перестает править поступками, уступая место пользе, удобству, а иногда - физиологической потребности (в этом и кроется объяснение «немотивированной жестокости», «бессмысленного преступления»). Отсюда вывод: трудовая этика в жизни личности играет не последнее место.

Задача семьи и школы - подготовить школьников к обоснованному выбору профессии. Экономическая подготовка учащихся в процессе трудового обучения обеспечивается путем систематического ознакомления с вопросами экономики и организации производства, рациональной организации труда, выбора наиболее экономного варианта расхода материалов, путей повышения производительности труда в условиях рыночных отношений и т. д.

Важным фактором воспитания у детей ответственного отношения к труду является обстановка, в которой происходит трудовое обучение и воспитание. Поэтому одно из важнейших условий успеха в этическом воспитании в процессе труда тесно связано с укреплением материальной базы по трудовому обучению. Необходимо добиться, чтобы каждая школа имела соответствующую учебно-материальную базу к комплексе: кабинет трудового обучения для  1-5 классов; учебно-опытный участок для  1-5 классов; комбинированную учебную мастерскую (или две - для слесарных и столярных работ) для VI-IХ классов; кабинет обслуживающего труда для V-IХ классов; учебно-опытный участок для проведения всех видов работ по сельскохозяйственному труду и биологии; класс для теоретических знаний по механизации сельского хозяйства с наличием в нем резервов деталей узлов и агрегатов или трактора, рабочих органов сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм, а также комплектов учебно-наглядных плакатов и других пособий; кабинет лабораторно-практических работ по автоделу или трактору и т.д. Мастерские, учебные кабинеты, учебные сельскохозяйственные участки должны стать своеобразными лабораториями, где школьники в процессе труда применяли бы знания, полученные при изучении основ наук, а также обогащали и углубляли их в ходе практической деятельности. Их следует укомплектовывать необходимым оборудованием, инструментами, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения с тем, чтобы было возможно последовательно, целенаправленно и качественно осуществлять подготовку молодежи к труду, привить им этику труда.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru