Вайнахская этика

Исаев Э.

Желая видеть потомство здоровым, смелым, сильным, вайнахи давали мальчикам имена, имеющие символическое значение: «Турпал» - герой, богатырь; «Булат» - сталь; «Майрбек» - смелый бек; «Наж» – дуб… О храбром и физически здоровом человеке и сегодня говорят: «Борз» - волк, «Борз санна стаг ву иза» - он сильный как волк.

Чеченцы и ингуши в народных эпосах, сказках и илли воспевали идеал физически закаленного, смелого и сильного героя. Так, в илли «О Шахмирзе, сыне Зейта», сказках «Сын вдовы Жатик», «Два друга», «Черный Хожа» и других и сегодня живут в памяти народные образы отважных героев, мстителей, наделенных могучей силой, умом и отвагой. На примере легендарных эпических героев взрослые внушали детям смелость, ловкость, отвагу, этику поведения, стремление к физическому совершенству.

Как уже отмечалось, центральное место в физическом воспитании занимали игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и средство физического, нравственного воспитания. К народным играм, кроме выше перечисленных, относились: верховая езда, борьба, прыжки, метание камней, копий и другие виды.

Отец или старший брат рано начинали обучать сына (брата) верховой езде, как только он мог держаться в седле. Ежегодно в весенне-летнее время на окраине села молодежь устраивала конные состязания, об организации которых гонцы извещали жителей близлежащих сел. Юноши готовились к ним заблаговременно и самым тщательным образом. "Смелые наездники приучают своих лошадей бросаться с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высот онных. Такой отчаянный навык, подвергавший всякий раз жизнь седока-джигита вместе с лошадью видимой опасности, нередко спасает от опасности попасться в руки неприятеля при случае близкой погони», - пишет С. Броневский в книге «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» (Москва, 1823, с.35).

Историк Фатима Кудусова в работе «Семья и семейный быт ингушей» пишет: «Физическое воспитание прививало мальчикам любовь к ездовому спорту, вырабатывало у них мужество, волю, этические нормы поведения» (указанная работа, с.45).

Л.П. Пасынков в книге «Быт и игры кавказских народов» (Ростов-на-Дону, 1925. с.32) отмечает, что «западного человека прежде всего у кавказца удивляет живость его нескованной ритмики, его пластическая подвижность, его любовь к борьбе, к конным ристалищам, к метанию дротиков, его умеренность к пище, любовь к свободе, к быстроте перемещений, его кочевые склонности, обожествлять солнце и коня, самое большое в видимом им мире светило и самое быстроногое животное».

А вот свидетельство Я.С. Смирнова из его книги «Семья и семейный быт» (Москва, 1968, с. 196): «Чеченцы и ингуши, наблюдая драки подростков, хвалят победителя и дразнят побежденных…».

Молодых людей учили правилам тренировки и лечения лошади. Все это помогало им в состязаниях. Вот как описывает журнал «Кавказ» в приложении N 3 за 1868 год молодых наездников: «Ловкие наездники, имея лук и стрелы наготове, летят на лихих скакунах один за другим. Всадник не управляет поводьями, а только левая нога его остается в седле, а весь корпус держится ниже гривы лошади. Мчась, как вихрь, в этом трудном положении мимо шеста, к верху которого прикреплен кувшин с призом, всадник спускает лук в то мгновение, когда его лошадь на всем скаку поравняется с шестом, и пернатая стрела вонзается в столб. Кувшин, разбившись, падает иногда к ногам зрителей, а возвращающийся всадник поднимает приз с земли на полном скаку».

Расстояние до места установления приза равнялось примерно 60 метрам. Судьи (почетные старики) определяли дистанцию, резвость коня, правильность и меткость стрельбы. Мишенью порой служили платок, яйцо, кувшин, монета, початок кукурузы и др., устанавливаемые как на подставке, так и прямо на земле.

К наиболее древнему виду состязаний относится «конная борьба». "Этот вид состязаний не регламентировался временем и проводился без перерыва до тех пор, пока один из участников не оказывался сброшенным с коня. Во время поединка всадник не имел права руками держаться за седло или гриву. Судьями оценивались наравне со всадниками и их кони. Состязание требовало не только ловкости и большой физической силы, но и согласованности движений всадника и коня, умелого управления им. Часто один из соперников опрокидывался вместе с конем, поднявшимся на дыбы. При этом не разрешалось бить всадника, а также коня, хватать его за уши, голову и причинять телесные повреждения…» («Вопросы истории Чечено-Ингушетии», Грозный, 1976, с. 313).

БОЛЬШОЙ интерес к вайнахским фольклорным мотивам и народным играм проявляли русские поэты и писатели А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и многие другие. В поэме «Тазит» А.С. Пушкин так пишет о ловкости и физической силе юных чеченцев:

Ущелий горных поселенцы

В долине шумно собрались -

Привычны игры начались:

Верхами юные чеченцы,

В пыли несясь во весь опор,

Стрелою шапку пробивают
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.
То скользкой тешатся борьбой.
То пляской быстрой. Жены, девы
Меж тем поют ~ и гул лесной
Далече вторит их напевы…

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru