Активному этическому воспитанию служит не только реальная нравственная жизнь в историческом и современном аспектах, но и искусство, являющееся источником и средством передачи духовных ценностей. Прекрасное раскрывается только в мире человека: в красоте лица, в эстетичности создаваемых вещей, в гармонии поступков, характере судеб, умении переживать и радоваться.
Искусство, пробуждая способность понимать и любить красоту, оказывает существенное воздействие на формирование личности. Это художественная литература, театр и кино, музыка, живопись, скульптура и архитектура.
Духовная культура - это совокупность искусства, науки, нравственности, религии.
Наиболее устойчивая сторона культуры любого народа - ее традиции, элементы наследия (также и социального), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению. Это позволяет нам сделать вывод, что в процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-исторический индивид. Его нравственные качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе духовным ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д. И не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.
К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей.
И бесспорно, что каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей.
Но одних количественных показателей для общей оценки духовной культуры мало. Крайне важно качество духовной продукции - научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Совокупность этих показателей определяет конечную цель культуры - выработку способности каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры - то есть необходимость учитывать не только то, что создано в культуре, но и - как этими достижениями пользуются люди.
Знание культурного наследия прошлого своего народа имеет огромное значение. Потому что, помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация несет в себе важнейшую часть - культуру, особенно духовную.
Все сказанное, конечно же, в полной мере относится и к вайнахской этике красоты.
Н. Семенов в своей прекрасной работе «Туземцы Северо-Восточного Кавказа» еще в 1895 году, говоря об отношениях вайнахов к этике красоты, писал: «Чеченцы вообще смеются хорошо и много…». (Н. Семенов. Чеченцы, СПб, 1895, с. 35).
Действительно, у вайнахов любой праздник не проходил без смеха. Свидетельствует доктор филологических наук Юша Айдаев («Жизнь и слово»): «В народных весельях, состязаниях в силе и ловкости, свадьбах комическому моменту придавалось огромное значение. Роль смешителей публики, народных комиков и клоунов играли «джухурги».
Почти в каждом чеченском селе были свои, если можно так выразиться, народные эстрадные актеры, умевшие сценически перевоплощаться, пародировать отрицательные явления общественной жизни, высмеивать бюрократов царской администрации, спекулянтов, воров, всех тех, кто жил или хотел жить за счет трудового народа…» (Указ. работа, Грозный, 1992, с. 22-23).
У вайнахов, как и у каждого народа, были и есть свои особенности и в освоении, и в создании культурных ценностей, этическом воспитании через прекрасное. Они поражали многих русских классиков литературы своей интеллектуальной тонкостью, наблюдательностью, остроумием, умением выражать характер народа посредством танцев.
В системе этического воспитания в народной педагогике главное место занимали музыка и песни - лирические, семейно-бытовые, обрядовые, трудовые и др. Из богатого и разнообразного по содержанию музыкально-песенного фольклора вайнахов можно назвать, например, песни прошлых лет: «О Сийлахе, не имеющей брата» (чеченская), «Княжеская дочь и вдовий сын» (ингушская) и др. В форме диалога эти песни несли в себе этические мотивы, прославляли боевые, героические качества героев. Такие мудрые песни имели широкое распространение среди вайнахов и служили важным средством этического воспитания молодежи.
Это положение подтверждает Л.П. Семенов в статье «Ингушская и Чеченская словесность» (Владикавказ, 1928, с. 249), в которой он пишет: «Подлинная чечено-ингушская поэзия отличается необычайной силой, меткостью и образностью языка, отражающего неукротимую и пылкую душу горца».
Известный этнограф XIX века А.П. Ипполитов отмечал, что героическим песням «…чеченцы вообще сильно сочувствуют. Мне не раз случалось видеть слезы на глазах людей самых серьезных при рассказе певцов о смерти Хамзата» («Сборник сведений о кавказских горцах». Тифлис, 1868. Т.1, с. 36).
У чеченцев и ингушей любимцами были известные илланчи, которые, благодаря мастерству исполнения песен, пользовались громадной популярностью в народе. В большинстве своем они сами слагали тексты, большая часть которых носила этическое содержание. «Между илланчами устраивались своеобразные творческие состязания, где выявлялись выдающиеся мастера импровизации» (Ю. Айдаев. Народом воспетый. Газета «Грозненский рабочий». 1965. 28 декабря).