Вайнахская этика

Исаев Э.

При разработке республиканских программ основное внимание должно быть сосредоточено на возможно более раннем ознакомлении детей с содержанием и обеспечением преемственности уроков трудового обучения и воспитания с первого по десятый класс.

В методической системе в новых программах следует предусмотреть:

- умственно развивающийся характер труда детей;

- повышение воспитывающего влияния учебной работы на уроках трудового обучения в определенной системе; повышение воспитывающего влияния должно носить целенаправленный характер.

Глубокий смысл этики проявляется в активном участии детей в посильной общественно-полезной работе с первых дней пребывания их в школе. Уже в начальных классах во время практических работ, бесед, встреч с передовиками производства, экскурсий должны решаться задачи, направленные на воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь. Надо воспитывать заинтересованность в высоких конечных результатах труда.

При этом у детей формируются представления о необходимости труда, общественном его характере, воспитываются необходимые качества личности: привычка к трудовому усилию, ответственность за порученное дело, бережливость, умение готовить и содержать в порядке рабочее место, умение работать согласно и дружно, оказывать помощь друг другу.

В старших классах эти задачи усложняются: повышаются требования к трудовой деятельности, темпу работы, самоконтролю. Особенностью уроков труда в старших классах является то, что здесь деятельность учащихся имеет не только познавательный характер. Поэтому для этического воспитания большое значение имеет характер труда, его общественная значимость.

Невозможно воспитать ответственное отношение к труду при изготовлении безделушек: общественная ценность изделий, изготовленных школьниками, должна быть для них ясной и очевидной.

Одним из средств, способствующих воспитанию трудовой этики, являются трудовые традиции семьи. Во многих семьях сложились уже определенные традиции, которые помогают школе правильно воспитывать детей. Несмотря на всю важность работы по воспитанию трудовой этики школьников на семейных традициях, к сожалению, следует признать, что в большинстве сельских школ республики она еще недооценивается, а там, где эта работа проводится, пока нет достаточно продуманной, четкой системы. Цель педагогических коллективов - изучить лучшие семейные традиции, отвечающие задачам школы, и широко пропагандировать их опыт.

Особое внимание следует уделить бытовому труду. Школьник должен принимать активное участие в жизни семьи и вносить свою лепту в общий ее труд. В условиях семейного быта всегда найдутся дела, посильные и для школьников младшего возраста. Они могут оказать какую-то, пусть очень скромную, но все же реальную помощь. Нужно, чтобы родители постоянно привлекали своих детей к уборке комнат, к участию в заготовке продуктов и в приготовлении пищи, к уходу за младшими и т.д.

По мере взросления детей круг поручений должен расширяться. От игр они должны постепенно переходить к настоящему труду.

В зависимости от конкретных условий жизни семьи, родители могут дать своим детям различные трудовые поручения, какие-то постоянные обязанности, за которые школьник отвечал бы так же, как взрослый отвечает за порученное ему дело. И важно, чтобы школьник обслуживал не только себя, делал не только то, в чем он сам нуждается, но и - что нужно для других, для всей семьи. Надо постепенно приучать его делать не только то, что ему интересно, но и то, что нужно, хотя бы это и было подчас трудновато и скучно. Следует научить наших детей ценить всякий труд и не уклоняться от него.

Нужно бороться с проявлением лени у детей. А.С. Макаренко в лекции «Воспитание в труде», прочитанной для родителей по радио, говорил, что лень большей частью «развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет».

Особое значение этике труда придает исламская религия. В исламе труд человека равнозначен молитве и поклонению Аллаху, за что следует Божественное вознаграждение на этом свете. Поскольку человек является наместником Творца на земле и Он, Творец, доверил ему весь мир, ислам призывает человека, оправдывая доверие Творца, любить этот мир, облагораживая его красивым и благородным трудом. «Скажи: работайте и будьте деятельны, и Бог увидит вашу работу и деятельность, так же увидит Посланник Его и другие верующие». (Сура Товбат, аят 105). Посланник говорит: «Будь-те деятельны, успех сопутствует тому, кто имеет к этому данные». Это означает, что работа и производительность человека являются молитвой и благословением Творца. Человек трудолюбивый близок к Богу и будет вознагражден на этом и том свете. «Он благосклонен к тем, которые уверовали и творили благие, добрые дела. Он щедро раздаст им свою милость». (Сура Шура, аят 26).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru