Посланник Аллаха говорит: «Работа является молитвой»; «Кто к вечеру каждого дня чувствует усталость от труда, тот будет поощрен, и того минует кара небесная в день Страшного Суда» (из хадисов). Пророк поцеловал покрытую мозолями от физического труда руку и сказал: «Бог и его Посланник любят такие руки».
Ислам считает стремление человека к улучшению благосостояния общества и служение ему лучшей молитвой и лучшим способом поклонения Богу. Пророку его асхабы (сподвижники) рассказали о благочестивом человеке, постоянно занятом молитвами и постом. Тогда Пророк спросил: «Кто обеспечивает его и его семью?». Ему ответили: «Его брат». Пророк сказал: «Этот брат лучше и ближе к Богу, чем он!».
Однажды сподвижник Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему, что он хочет посвятить себя только молитвам. Пророк ответил: «Не делай этого, лучше встань на путь, приносящий пользу обществу, чем семьдесят лет молиться и держать пост, не выходя из дома». И еще: «Если человек пойдет к брату своему оказывать ему помощь, это лучше, чем два месяца беспрерывных молитв в моей мечети» (из хадисов).
В Коране сказано: «И будет с вас спрос о том, что и как вы творили». (Сура Нахл, аят 95). Пророк обращался к своему Уммату со словами: «Аллах любит, когда вы делаете что-нибудь и чтобы ваше творение было сделано добросовестно и качественно».
В хадисах о Пророке Мухаммаде говорится: «Кто сажает дерево и сеет зерно, а плоды при этом достаются даже птицам или животным, на того падает милость Аллаха, и он будет вознагражден».
Когда Пророка спросили, какая работа лучше, он ответил: «Ручной труд человека и каждая дозволенная торговля без обмана».
В исламе запрещается такое накопление капитала, которое не предполагает его вложение в производство. Вот аят из Корана по этому поводу: «Тех, которые накапливают и прячут золото и серебро и не жертвуют им на путь Божий, «обрадуй» их вестью о лютой муке в аду». (Сура Товбат, аят 34).
Удерживающие движимое или недвижимое имущество без пользы не имеют права на это право более трех лет. Словом, исламская этика учит нас детства воспитывать в молодом поколении трудолюбие, качественно выполнять любую работу, ценить труд другого человека.
Продолжая наш разговор об этике трудового воспитания, хотел бы еще раз вернуться к истории нашего народа. Проходят годы, унося с собой в прошлое частицы нашей жизни, но всегда остается с народом то хорошее, что заложено было в предках. И этот бесценный опыт надо широко внедрять и применять в повседневной жизни. Между прочим, эту заповедь наших мудрых предков очень хорошо на деле выполняют поэты и писатели. В предыдущих главах книги их имена и произведения не раз приводились и цитировались нами. И на этот раз не грех назвать хотя бы некоторых, чье творчество, так или иначе, созвучно с темой нашего разговора. Это Алвади Шайхиев со своими «Заповедями» и «Башнями чести», Раиса Ахматова с «Добротой», Джемалдин Яндиев с «Весенним зовом», Магомет Сулаев с «Орлиной тропой», Арби Мамакаев с поэмой «В горах Кавказа» и многие другие. Кстати, эти книги интересны и полезны как для молодежи, так и для родителей. Авторы этих и других произведений учат детей уважительному отношению к труду и к людям труда. Художники слова высмеивают тунеядцев, тех, кто ищет легкой работы.
Алвади Шайхиев, обращаясь к молодым согражданам, пишет:
Был я в эту минуту старания
полон,
Я на плуг приналег, понукая вола,
И, к работе привычен, послушно
пошел он —
И кривая бороздка за мной пролегла.
Я на миг онемел от бессильной
досады.
И отец мне сурово сказал: «Не спеши!»
Обходиться с землей по-хорошему
надо,
К ней, сыночек, нельзя подходить без души».
А вот что пишет Николай Краснов (стихотворение «Ответы»):
Позвав к себе
всех трех своих сыновей. Старик сказал:
«Я много, дети, прожил.
Ответьте мне,
не тратя лишних слов,—
Что каждому из вас
всего дороже?»
Ответил старший
гордо и поспешно:
«Всего дороже
золото, конечно!»
Промолвил средний:
«Подсказал мне разум_
Любовь моей соседки
ясноглазой!».
А младший сын,
совсем еще юнец.
Ответил так:
«Любовь к земле, отец».
Старик вздохнул,
не проронил ни слова
И прислонился он…
к плечу меньшого…
(Газета «Заветы Ильича», 15 ноября, 1986).
Этика физического воспитания детей
Движение - счастье юноши,
Спокойствие - счастье девушки.
(Вайнахская пословица).
Когда родителей спрашивают, каким бы они хотели видеть своего ребенка, то обычно отвечают: «Хорошим человеком!». Конечно же, все хотят, чтобы их дети росли здоровыми, физически развитыми, умными, удачливыми. Но все это во вторую и третью очередь, а в первую, конечно же, - хорошим человеком.
Того же, как правило, желают себе и сами молодые люди, как только начинают всерьез задумываться над смыслом жизни. В большинстве своем они стремятся к героическим деяниям, к тому, чтобы совершить что-то значительное для людей. Бесспорно, для этого каждый человек должен быть хорошо физически подготовлен. Вот почему у вайнахов физическому воспитанию во все времена придавалось большое значение.