Вайнахская этика

Исаев Э.

5. Трудовая этика

Открываю грудь свою ветрам.

Человек -

Творец земного рая!

Жизнь прекрасна! -

Повторяю вам, -

Если она отдана трудам,

И живешь, ее ты украшая.

(Ибрагим Торшхоев)

С древнейших времен стремление к полезному, созидательному труду у вайнахов ценилось очень высоко. Детям еще с младенчества прививали трудолюбие. В условиях нашего края отсутствие достаточного количества земли, колонизация царской России и другие факторы заставляли горцев с ранних лет приучать детей к труду.

Профессор Ибрагим Алироев и доцент Джамал Межидов отмечают: «Неимоверными трудностями в добывании средств к существованию можно объяснить и то, что ни один чеченец или ингуш, особенно пожилого возраста, никогда равнодушно не пройдет мимо лежащих на прохожей дороге кусочка хлеба или других продуктов питания. Он поднимет их, положит там, где на них не сможет наступить человек. И сейчас в семьях чеченцев и ингушей всегда имеется отдельная посуда для остатков хлеба и других пищевых продуктов. Их никогда не сваливают в общее мусорное ведро и не выносят на общую свалку.

У вайнахов есть такое понятие, как «хьанал сискал». Здесь нет дословного перевода, но смысл слов такой: честный, собственным трудом и потом заработанный хлеб. И люди имевшие этот «хьанал сискал», всегда имели в народе большой почет и уважение…» (И.Алироев, Д.Межидов Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный,1992, с.45).

Вайнахи были большими умельцами возводить жилища из камня, при этом наравне со старшими должны были трудиться и дети. Особенно ценились родовые башни, построенные из камня. Не случайно нашу республику называют «краем башен».

Не в пример кое-кому из наших современников, в старину вайнахи считали труд бесценным даром Всевышнего. Народная мудрость утверждала: «Много говоривший - мало работал», «Сказать легко - сделать трудно», «Разговор - ветер, сделанное – башня». Молодых учили разумному отношению к результатам человеческого труда, проявлению уважения к трудящимся.

В привитии прилежания важное место в семье отводилось матери. Она приучала, особенно девочек, к работе, добросовестности, старанию, усердию, но при этом принудительный труд детей не допускался. Народная педагогика осуждала праздный образ жизни, отвращение и пренебрежение к труду. В этой связи появились пословицы и поговорки: «У чабана, что до зари встает, отара приносит двойной приплод», «Хвост облез у волка, что в норе сидит весь год», «У кого летом не вскипит в голове мозг, у того зимой не будет кипеть в котле», и другие.

У Фатимы Кудусовой, кандидата исторических наук, есть интересная книга «Семья и быт ингушей» (Грозный, 1991). Она пишет: «Уже к 7-8 годам девочке регулярно поручалось прибирать в комнате, во всем доме, подмести двор, ухаживать за младшими детьми. В 9-10 лет она мыла пол, убирала посуду, носила воду из колодца. В 11-12 лет стирала белье младших братьев и сестер, поила скотину. В 13-14 лет девочек учили этикету, необходимому для соблюдения в гостях и семье, обучали шитью, вышиванию, приучали готовить несложные блюда…»

Далее Ф. Кудусова отмечает: «До 9-10 лет воспитанием мальчиков занималась мать, затем - отец, дедушка. С этих пор мальчиков приучали к трудоемким работам – они ездили со старшими на мельницу, в лес за дровами, копнили сено, участвовали в уборке урожая…» (с.21). Эти же требования к своим детям предъявляли и предъявляют и чеченцы.

Все сказанное выше представляет интерес и сегодня. История сохранила интересный опыт по воспитанию трудовой этики.

Мальчик-подросток выполнял почти все хозяйственные работы. В шестнадцать лет он впервые шел косить сено наравне со взрослыми мужчинами. Родственники и соседи отмечали тогда: «къант кхиина, накъост хилла» - «сын подрос, стал помощником»…

Бытовали обычаи, связанные с совершеннолетием. Если набиралось несколько юношей-однолеток, впервые участвовавших в сенокошении, то их ставили рядом, а в конце поля на видном месте устанавливали приз. Получал его тот, кто подходил первым.

С этого примерно возраста юноша уже мог присутствовать на собраниях как полноправный член общины. Если вопрос касался его лично или семьи, то он имел право выступить, высказать свое мнение. Он получал пояс и шапку, которая дарилась мальчикам при посвящении в воины. После этого юношей брали в походы, причем у каждого подростка были свои наставники. Во время посвящения на головы мальчиков надевались боевые шлемы, а в более поздний период - шапка, потеря которой считалась большим позором…

Когда подростку исполнялось 15 лет, он получал в подарок от дяди коня. И после этого считался совершеннолетним, имел право сидеть в присутствии дяди. Подарок этот под названием «барч» был обязательным настолько, что племянник «мог взять его даже без разрешения…» (Газ. «Республика», 2 ноября, 1991).

Наши предки, исходя из того, что молодые люди - будущее нации, продолжатели рода своего, формировали у них этику взросления. И считали, что личный пример в этом деле - самый лучший воспитатель, качество которого будет тем выше, чем уважительнее мы станем относиться к нашим молодым товарищам.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru