Поэтому реанимация этики духовной культуры является одним из важнейших условий возрождения нации. Без этого условия социальные группы останутся «классами в себе», т.е. аморфной массой, обреченной на «растительное» существование, лишенное духовных ценностей.
Возрождение этической культуры - это восстановление разрушенного ядра социальных явлений, разорванных человеческих связей, незыблемой системы нравственных координат. Культура, представляющая собой мощный катализатор общественных процессов, может вывести наше общество из того состояния, в котором оно сейчас прозябает. Без культуры, носителя духовной энергии человечества, нам понадобится бесконечное количество времени для прохождения этого пути. А будет ли оно нам отпущено?
В нашем случае подъем общественной жизни, решение всего комплекса проблем - экономических, экологических, правовых, межнациональных - возможно только на нравственной основе.
Понять прошлое, дать оценку событиям, осознать трагедии прошлого нельзя, не имея точки отсчета, шкалы ценностей, нравственного критерия. Сейчас более, чем когда-либо, политические, экономические и социальные проблемы нуждаются в нравственном обогащении. Тема вины, ее осознания и покаяния проходит через всю современную культуру. Ибо на каждом из нас есть доля общей вины, и надо начинать искупать эту вину. И самое верное - начать с осознания своих ошибок и заблуждений. Именно это осознание создает предпосылки для движения по пути нравственного совершенствования общества.
Духовные силы человека есть базис в его исторической деятельности. И развитие этих сил - одна из важнейших задач этического воспитания. Будет высокий дух в человеке, в государстве, в человечестве, - будет все!
И если человек морален, формирует свою внутреннюю жизнь, поведение в соответствии с нравственным законом (этическими принципами), он -духовен. Посещение музеев, театров еще не является гарантией духовности. Точно также можно быть одновременно ученым и извергом, художником и злодеем - творчество и моральная ущербность могут совмещаться. Духовность - это этический уровень бытия.
Огромную роль в утверждении духовной этики, нравственных норм и гуманистических принципов призваны играть наука, образование, семья, которые должны выступить как единый механизм подготовки человека к восприятию культуры. Но сегодня наука в республике не только плохо связана с образованием, но и оторвана от культуры. Необходимо наладить утраченные связи между образованием, наукой и культурой. Это позвонит восстановить духовность.
Надо повышать уровень преподавания гуманитарных дисциплин в школах, училищах и вузах. Гуманитарные дисциплины, литература и искусство воспитывают нравственность в широком смысле слова - нравственное отношение к другим людям, другим нациям, к их культуре. И хотя новое состояние культуры должно впитывать в себя традиции, ценности прошлого вайнахов, все же оно в основном возникает из нового уровня человеческих отношений, в результате их органического освоения. Это новое должно быть разнообразным, многообразным, чтобы каждый нашел в нем свое; чтобы человек вырастал не только свободным, но и на основе свободного выбора того, что больше всего соответствует его натуре. Свобода в культуре - это не произвол, а возможность найти свое в многообразии существующей культуры.
Возвращение к культуре в ее национальной и общечеловеческой полноте, при всех сложностях этого процесса, не может основываться на новых запретах национальной изоляции, на реанимации несвободы. Если мерой свободы является культура, то и подлинным измерением культуры является свобода. Именно она обеспечивает культуре плодотворное существование и саморазвитие.
Таким образом, эффективность развития духовной этики прямо зависит от активного и широкого использования современных методов, средств обучения и воспитания детей и школьников в комплексе.
О роли искусства, культуры в деле этического воспитания хорошо сказано в многочисленных стихах вайнахских поэтов.
Алвади Шайхиев метко заметил, как помогает песня человеку (позволю себе повторить эти строфы):
Спой песню колыбельную мне, мама!
Я тот же, я не повзрослел ничуть.
Ты не смотри, что лет прошло немало,
Что ростом выше стал — не в этом суть.
Я просто научился быть добрее
И верить людям, скалам, тишине.
Спой, мама, колыбельную скорее -
Она причина перемен во мне…
Другой поэт, Сайд Чахкиев, говорит:
Учись, мой друг, искусству простоты
И доброте — науке человечьей.
Будь прост со мной, и я пойму, кто ты,
И добротой на доброту отвечу…
Этическим лейтмотивом пронизаны и строки из «Песни матери» Магомета Сулаева, обращение к сыну:
…В море жизни
Гребу я тяжелым веслом,
Чтобы ты, мой сынок,
С этим миром знакомясь,
Всюду сеял добро
И боролся со злом,
Помня Родины свет -
Наш единственный компас!
Красота преобразует нравственный мир личности, и в этом заключается ее воспитательная роль.
Для нормального нравственного развития личности необходимо совершенствование и рационального, и волевого, и эмоционального уровней, нужна гармония ума, воли и чувств. Эта гармония обеспечивается согласованным воспитательным воздействием в семье, школе, вузе, коллективе.