Вайнахская этика

Исаев Э.

8. Воспитание этики разумных потребностей

Человек, ты ничтожен

и ты беспредельно велик!
В созиданьи - велик,

а красоту убивая - ничтожен.
Навек обессмертиться можешь

в единственный миг.
Век свой долгий прожить

в пустоте и бесцельности можешь…

(Народная мудрость)

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации.

У вайнахов, когда обращаются к сыну, говорят: «Берегись и не ослепляйся богатством жизни и обманным блеском этого мира». Поэтому этическую зрелость юноши всегда определяли характером его потребностей и уменьем сознательно управлять ими. Нравственно воспитанным считался тот, кто мог разумно довольствоваться тем, что сам создал. У вайнахов было такое назидание: «Воздержись от обманчивого и преходящего благополучия этого мира. Довольствуйся необходимым, ибо это сокровище, которое никогда нельзя исчерпать». Это, конечно, не означало, что воспитуемый должен ждать блага откуда-то. Но - должен создать его своим трудом и ценить труд других, создающих блага.

В этическом понимании разумными потребностями человека следует считать такие, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность личности, ее гармоничное развитие. Потребности в одежде, пище, отдыхе, творческом труде, общении с людьми, в счастье и т.д. принадлежат к числу разумных.

Стремление удовлетворять свои неразумные потребности приносит ущерб здоровью, эмоциональной сфере человека, разрывает его общение с другими людьми, нарушает нормальное течение жизни. К неразумным потребностям, отрицательно влияющим на этическое воспитание человека, относятся: алкоголь, наркомания, обогащение за счет общества или отдельных людей, самоутверждение ценою унижения и оскорбления другого человека. И как не согласиться с народной мудростью, когда в таких случаях говорят: «Ищущий зло не избавится от плохого», «Кто не послушался, упал в яму», «Цени, что имеешь, - умножишь богатство».

Вайнахи, этически воспитывая молодых, всегда предполагают развитие разумных потребностей и устранение неразумных. Да, родители всегда стремились к более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей своих детей. Об этом мы уже говорили в предыдущих главах. И здесь вряд ли можно дать четкие рекомендации, которые соответствовали бы каждой семье. Но одно бесспорно: разумные потребности надо воспитывать с малых лет, иначе можно опоздать. Нельзя допускать и шаблона. У ребенка необходимо развивать многообразие интересов, потребностей, особенностей и т.д.

И не случайно почти у всех народов говорят: «Богатство общества определяется, в конечном счете, богатством способностей его граждан».

Мы должны приучать детей к разумному удовлетворению материальных потребностей, зная, что человеку не нужно пищи, больше, чем он сможет съесть с пользой для организма; обуви и одежды - больше, чем он сможет износить; отдыха - больше, чем это необходимо для восстановления его сил. То есть - в нормальном развитии личности удовлетворение материальных потребностей должно создавать основу для решения более важных задач - формирования и удовлетворения у ребенка высоких духовно-нравственных качеств. Это задача чрезвычайно сложная и трудная. Потому что всякие излишества не имеют предела. Отсюда и программа духовного воспитания - беспрерывна. Процесс воспитания должен проходить на протяжении всей жизни. Долг педагогов, ученых, просто мудрых людей - помочь молодым в самосовершенствовании, напоминая каждому, что человек, от малого до великого, обладает для этого огромным резервом.

Этическое формирование разумных потребностей, безусловно, зависит от общественных условий, которые обеспечивают неуклонный рост познавательных, моральных способностей личности. К сожалению, пока мы не располагаем такими возможностями. Дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические училища и вузы сегодня также не обладают ими в полной мере. Причин здесь много. Назовем лишь некоторые. Самый главный воспитатель – учитель – фактически прозябает. Утрачена былая связь школы и родителей, нет учебников и учебных пособий по психологии личности, плохо изучается и почти не применяется народная педагогика…

Конечно же, это не означает, что всю ответственность за обучение и воспитание детей мы возлагаем на школы и вузы. Не снимается она с родителей! Пусть нас правильно поймут те, которые, возможно и не осознавая этого, отравляют свои чада вещизмом, считая, что их ребенок должен одеваться пошикарнее других и разъезжать на дорогостоящих лимузинах. Это одно из самых опасных заблуждений!

Разве не вайнахи говорят: «Бойся того, кто хочет жить ради себя», «Богатством ума не купишь», «Бедность пережить не трудно, трудно пережить богатство».

У вайнахов много легенд и пословиц, посвященных воспитанию разумных потребностей. Одну из таких легенд поэт Николай Краснов переложил в стихотворную форму. Вот как она звучит:

В путь отправляя сына,
Сказал ему отец:
«
Вот и взлетел ты -

крылья
Окрепли наконец.
Ты все, что будет

нужно,
В труде добудешь сам,
Я лишь совет полезный
Тебе в дорогу дам:
Когда ты сможешь

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru