Вайнахская этика

Исаев Э.

9.  Народные учебники в семье

К тебе решил я обратиться,

Душе приятный Человек!

Я в мир спешу пером пробиться –

Чечню воспеть хочу в свой век!

(Хаси Зибукаев)

Во все времена наши писатели воспевали в своих произведениях лучшие нравственные черты вайнахов. И особое место здесь отводилось этическим сказкам. Они несут в себе большую нравственно-психологическую нагрузку, показывая борьбу добра и зла. Эта борьба заканчивается победой доброго начала. В сказках чеченцев и ингушей часто противопоставляется правда - неправде, ум - глупости или хитрости. Сказка учит человека благоразумию, внимательности, проницательности.

В старину, далеко еще до появления письменности, этические сказки наши предки создавали, исходя из жизни народа. Большинство из них по своим жанровым особенностям стали первыми народными учебниками в жизни семьи. В них, как правило, прославлялся труд, воспевались благородные нравственные качества личности, побеждали всегда разум и справедливость.

Среди персонажей сказок довольно часто встречается князь («эли»), которого народ почти всегда наделяет самыми непривлекательными чертами: жестокостью, коварством, надменностью, злостью. Добрый герой сказки борется с князем и побеждает его.

Как у всех восточных народов, у вайнахов существует множество рассказов о мулле Насреддине (молла Несирт).

Значительная часть этических сказок носит комический характер. Вот, например: «Ехали верхом молодые люди. Ехали очень тихо, так как поспорили: тот выиграет заклад, чья лошадь будет идти медленнее. Шел старик. Узнал, в чем дело, и что-то сказал каждому наезднику на ухо. Через несколько минут оба наездника пустились вперед во весь опор. Что сказал старик? Ответ: «Пусть каждый из вас пересядет на чужую лошадь».

Этические сказки вызывают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, радость, смех, нежность и тут же - ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро, ибо в народном представлении добро разумно, а зло глупо.

Все сказки у вайнахов поучительны, назидательны; как правило, они утверждают какую-нибудь моральную истину. В иных сказках нравственные идеалы выражены настолько сильно, выпукло, что слушающего больше захватывают действия и нравственные поступки персонажей, нежели художественные достоинства повествования.

Этические сказки у вайнахов условно можно подразделить на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Часто в них в качестве главных персонажей действуют животные - лошади, овцы, волки, медведи, козлята и т.д. В образе домашних животных, которые, как правило, очеловечены, народ в аллегорической форме высмеивает и осуждает людские пороки, недостатки. Любовь к животным воспитывают сказки, в которых животные выступают помощниками человека («Волк и баран», «Волк, лиса и петух», «Коза - острые рога»).

В сказках о животных высмеиваются глупость, жадность, упрямство, хитрость и другие человеческие пороки. В сказке «Курчонок» говорится о тщедушном и слабеньком курчонке, который решил искать управу на табун княжеских коней, вытоптавших у него просо. Он перехитрил волка, лису и даже реку, а потом, преодолев разные препятствия, «отквитал за свое просо» князю.

В вайнахских сказках конь умеет говорить. В эпической песне-сказке «Князь Монца и Вдовий сын» побежденный герой обращается за помощью к коню.

Особенно идеализируется конь в эпических песнях и сказках вайнахов. Интересно сообщение об уходе за конем в эпической песне «Нойпарза и Молодец, не имеющий отца»:

В весенние три месяца вокруг села пас,

В летние три месяца на вершине гор пас,

В осенние три месяца круглым зерном кормил,

В зимние три месяца вареным ячменем кормил.

Теплой водой поил, мылом гриву мыл,

Щеткой круп скреб, нежной рукой мыл.

От горячего солнца берег, от злого ветра берег.

И такой конь, подчиняясь воле хозяина, скачет:
Ночью, сна не зная,
Днем, покоя не зная…
В скачке с ветром спорит,
В красоте с солнцем спорит…

Герой обращается к своему коню с просьбой:

Ты спорь теперь с соколом в полете,
Ты теперь со львом в скачке…»

(И. Алироев. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, ГРИК "Ичкерия", 1994, с. 201).

В песне-сказке об «Аккинском Жанхоте», переведенной на русский язык известным ученым Якубом Вагаповым, также показаны герой и его конь, выражена доблесть молодого человека:

Наступающим вечером, с заходом солнца,

Из бревенчатой конюшни гнедого коня

Серебряной уздечкой выведя во двор,

Железной щеткой и трижды мылом

Коня мыть начал Аккинский Жанхот.

Чистокровного коня своего чистить кончив,

Как воробей звенящую черкесскую
сбрую вынеся во двор,

Тремя подпругами седло к спине коня прикрепив,

Коротковолосую смушковую папаху на лоб надвигая,

Широкоприкладный свой мажар у плеч придерживая,

Двенадцать стекол вделав, точно налаженный

Армянский бинокль на шею повесив,

Ременной плеткой в своей руке играя,

Как княжеский сын, сам красиво наряженный,

Во двор вошел Аккинский Жанхот.

Как на обломанную чинару легкокрылый сокол,

На непокорного коня сам ловко сев,

Конской иноходью, сам песню мурлыкая,

Когда сельский сход увеличиваться начал,

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru