Сегодня особо важно отметить, что воспитание у школьника или студента личностного отношения к художественным произведениям, заострение его внимания к нравственным проблемам изучаемых произведений - важнейшая часть того, что составляет проблему этического воспитания в школе, вузе.
Анализ письменных работ учащихся некоторых школ города Грозного и сельских районов подтверждает, что правильно осуществляемое нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы становится делом личностным и потому воспитательно-действенным. Нельзя забывать, что нравственность - понятие социальное. Потому-то изучение литературы в школе является важным источником этического воспитания учащихся: а художественные произведения сильнейшим образом воздействуют на мысль, чувства, воображение учащихся, и не только обогащают их знаниями о прошлом и настоящем, но и воспитывают в духе определенных нравственных идеалов.
Н.Г. Чернышевский справедливо утверждал, что литература - это учебник жизни, которым с наслаждением пользуются все люди, даже не знающие и не любящие других учебников. Этой воспитательной ролью - как высоким, прекрасным, благородным призванием своим – во имя человека - должна гордиться литература.
Но мы должны также помнить, что простое знакомство с художественным произведением, без глубокого усвоения его нравственных основ, не принесет желаемого результата. А то бы все, кто прочитали, скажем, «Войну и мир» или «Из тьмы веков», должны были бы стать хорошими людьми. Недаром Пушкин говорил лишь о «пробуждении добрых чувств» искусством, но никак не об их рождении.
Именно поэтому ошибочно и часто наивно ожидание непосредственного результата от чтения хорошей книги, «подталкивание» результата «лобовыми» вопросами: «Чему вы научились, прочитав эту книгу?», «А вы похожи на героя этой книги или нет?» и т.п. Произведения литературы и искусства действуют на нравственный облик человека не непосредственно, не сразу, а как бы «дистанционно», то есть накапливая впечатления и переживания на базе данной личности, действуя через особенности данного человека. Герои одной и той же книги могут воздействовать на школьников по-разному (положительно или отрицательно).
То, что богатейшие воспитательные возможности литературы реализуются в практике этического воспитания недостаточно эффективно, зависит зачастую оттого, что не учитывается природа искусства вообще и - специфика литературы как искусства слова: нравственные проблемы даются как декларативные сентенции, а произведения искусства выполняют при этом роль как бы нехитрой иллюстрации…
В качестве предпосылок для успешного этического воспитания учащихся можно привести следующие моменты:
− четкое определение учителем нравственно-этических задач отдельных уроков и целых разделов учебной программы;
− привлечение внимания учащихся к важнейшим этико-эстетическим проблемам современности;
− эмоциональная подача авторско-биографического материала - как одно из средств эффективного использования его воспитательных возможностей;
− повышение эффективности этико-этического воспитания на уроках литературы путем ознакомления учащихся с произведениями различных видов искусства;
− особое внимание учителя к проблеме эмоциональной восприимчивости читателей-школьников.
Методы этического воспитания учащихся средствами литературы должны в наибольшей мере воздействовать на эмоциональную восприимчивость учащегося. А это возможно лишь при опоре на знания о конкретном ученике как о личности, о его возможностях в работе на уроке и вне его. Факторами, стимулирующими развитие этических «норм закладок» учащихся, являются: новизна и художественная особенность литературного материала, его доступность для созревающего интеллекта и занимательность изложения, эмоциональность характера деятельности педагога, опора на те духовно- психологические моменты, которые школьникам особенно близки и дороги.
Иными словами, именно методика развития эмоциональной восприимчивости является в большой степени основой этического воспитания учащихся средствами литературы. Одно лишь «приобретение школьниками… знаний по литературе еще не гарантирует их нравственную воспитанность… Именно развитие эмоциональной сферы растущего человека - одно из важнейших условий осуществления процесса нравственного и этического воспитания» (Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4-5 классах. М., 1975, с. 12).
Поэтому современная методика преподавания литературы требует от учителя умения управлять эмоциональными переживаниями, сопровождающими восприятие художественных произведений юным читателем. В процессе обучения дети должны овладеть необходимыми умениями воспринимать чувства и переживания героев, видеть авторское отношение к ним. Методов, способствующих формированию таких умений, множество. Приведем лишь некоторые.