Вайнахская этика

Исаев Э.

Во-первых, обучение детей выделению в художественном произведении эпизодов эмоциональных ситуаций, в которых героями переживаются те или иные состояния. Во-вторых, анализ средств изображения и выражения чувств в художественном произведении (выделение в эпизоде внешних деталей, раскрывающих внутреннее состояние героев и выступающих как средство характеристики нравственных особенностей личности героя и переживаемых им в данный момент чувств).

Для практической деятельности можно использовать произведения: А. Хамидова – «Бож-Али», И. Базоркина –«Из тьмы веков», А. Айдамирова – «Долгие ночи» и т.д. Посредством этих и других произведений, при формировании умения понимать отношение автора к героям, детей можно научить вычленять прямую и косвенную оценку героев, осмыслить художественные средства выражения авторского отношения к героям.

Осуществление этой методики обогащает эмоциональную сферу учащихся, что является эффективным средством их этического развития. Разбираясь в содержании чувств героев, сопереживая им, вдумываясь в мотивы поведения, подпадая под влияние положительных идеалов писателя, ученики, несомненно, внутренне совершенствуются, начинают лучше понимать человеческие характеры, взаимоотношения людей, сознавать и свои поступки, формируют основные этические представления о добре и зле. Более того, на всех этапах нравственного воспитания в процессе преподавания литературы учитель особое внимание уделяет постановке важнейших нравственных проблем.

Опыт работы многих учителей республики говорит о том, что литература учит видеть проявление художественно преподанных нравственных принципов и философских категорий в конкретных жизненных ситуациях и вместе с тем требует, для полноценного восприятия, умения видеть за представленной ситуацией - человека.

Очень важно, как воздействуют методы этического воспитания средствами литературы в часы самостоятельного, внеклассного чтения, как на материале такого свободного чтения могут возникнуть у учащихся важные нравственные проблемы.

Стремясь сформировать у юношей и девушек навыки нравственных оценок прочитанных ими произведений, можно предложить следующую систему уроков внеклассного чтения. Первый урок: проблема связи долга и счастья в чеченской и ингушской литературе; второй урок: проблема достоинства человеческой личности; третий урок: проблема патриотизма и интернационализма в произведениях местных авторов; четвертый урок: проблема нравственности в произведениях А. Хамидова; пятый урок: проблема преемственности поколений, и т.д.

Проблему долга и счастья на первом уроке внеклассного чтения можно предложить рассмотреть на материале романа А. Айдамирова «Долгие ночи».

Работая еще в школе, Абузар Айдамиров на одной из конференций читателей задал вопрос: «Поняли ли вы идею романа?». И ответ был однозначен: «Да!».

А разве не являются богатейшим источником в деле этического воспитания человека литературные произведения А.С. Пушкина, Л. Толстого, М. Лермонтова и других, связанные с темой Кавказа?

Возьмем, для примера, книги большого друга вайнахов Л.Н. Толстого – «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Набег», «Кавказский пленник». Так, персонажи рассказа «Набег» - капитан Хлопов и прапорщик Алании каждый по-своему реагируют на происходящие военные события на Кавказе, и каждый по-своему осуждает их. Капитан Хлопов «равнодушен ко всему окружающему». Когда солдаты взяли его в аул, «капитан сидел на крыше сакли и пускал из коротенькой трубочки струйки дыма с таким равнодушным видом, что, когда я увидел его, я забыл, что я в немирном ауле, и мне показалось, что я в нем совершенно дома»

Этой характеристикой, так же как и той репликой, которой капитан Хлопов ответил на вопрос волонтера: «Неприятеля, кажется, было немного?» - «Неприятеля? - повторил он с удивлением. - Да его вовсе не было. Разве это называется неприятель?..» - Толстой показывает, что Хлопов устал вести бессмысленную войну, что он, как и прапорщик Алании, преисполненный жалости к горцам, вынужден находиться на Кавказе, выполняя волю царя.

В чувствах и настроениях простых горцев и рядовых русских военных Толстой уловил отвращение к войне, стремление жить мирной и честной жизнью. Старик-чеченец, оставшийся в ауле, уверен, что с ним ничего плохого не случится. «Что мне русские сделают? Я старик», - говорил он русским солдатам. Его отношение к жизни, к людям удивительно схоже с принципами жизни рядового Валенчука. «Он жил слишком честно и просто», - говорил о нем писатель. «Честность и простота горцев, совесть русских крестьян, одетых в солдатские шинели, - вот та основа, которая, по мнению раннего Толстого, должна была привести к моральному совершенствованию человека» (X. Туркаев. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный, 1978, с. 34-35).

Высокий дух этического воспитания несут в себе илли. Это – «О Шахмирзе, сыне Зейта», «О Хамзате Гехинском», «О Сийлахе, не имеющей брата» и др. В них воспеваются героизм, нравственность, дружба, верность, проблемы долга и чести.

Так, «Песня о князе Мусосте и о Сурхо» строится на остром конфликте жителей чеченского аула с притеснителем-князем, на завоеванных (отнятых) им чеченских землях которого этот аул расположился. Князь Мусост, «обосновав новый аул», призвал стариков и объявил им свое решение: увеличить дань вдвойне. По их просьбе, в борьбу с князем вступает Сурхо, сын Ади. Выйдя к старикам, он сказал:

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru