В этическом народном воспитании человека большое значение имели и имеют стихотворные афоризмы: «Семья бедна бывает, коль не дружна», «Лишь у истока вода чистая бывает всегда», «Чтобы других людей понять, надо их друзей узнать», «Того, кто сеял зло, оно не обошло».
Понятие гостеприимства как векового закона вайнахов также отображено в целом своде крылатых слов: «Благодаря гостю и хозяин поужинает», «Разговорами гостей не накормишь», «Ушли люди - один остался, ушел гость - позор остался». Или еще: «Лучше сосед вблизи, чем родственник вдали».
Воспитывая детей, родители подобным афоризмам придают большое значение. Разве не поучительны и такие пословицы: «Друг смотрит в лицо, а недруг в ноги», «Достойный человек не бывает без друзей», «Друг лучше старый, а шуба – новая», «Ищущий зло плохого не избег», «Подведешь другого - пострадаешь сам», «Ты уважишь – тебе уступят».
Популярными были и четырехстишные афоризмы, путем повторения которых усиливалось внимание слушателей на их главной идее:
Материнский гнев
Как снег весной бывает:
Выпасть не успев,
Сейчас же и растает.
Дал на убой быка,
Не поскупился,
А после и куска
Не допросился…
Не сделай и шажка,
Вперед не бросив взгляд,
Не говори, пока
Не поглядишь назад.
Очень часто употреблялись эпитеты - сравнения и противопоставления: «Хорошая жена – казна, плохая – наказание», «Бедным – труд, богатым – еда», «Лучше умереть правдивым, чем жить лживым», «Красота – до полудня, доброта – до смерти», «Скажи дочери, чтобы услышала невестка».
Таким образом, используя иронию, но соблюдая при этом необходимый такт, обращалось внимание на людские слабости, пороки и недостатки, пробуждалось желание и стремление к их устранению.
Безусловный воспитательный потенциал несут афоризмы, подчеркивающие особое значение тех или иных жизненных ситуаций: «Кто не знает вкуса соли, не узнает вкуса воды», «Свое берет, чужое не трогает», «Без дождя грязи не бывает», «Без музыки танцевать не начинают».
Нравственно-поучительные поговорки и пословицы содержат продуманные рекомендации, выражающие народные представления о человеке, о формировании личности, о нравственном и этическом воспитании. Они несут в себе народную мудрость, доброту и назидание: «Тот, кто лежал летом, бегал зимой», «У умного – слово, у дурака – кулак», «Терпение – основа победы», «Кто не боялся зла, тот не знал радости», «Слушать сплетни – болезнь, не слушать – лекарство», «У труса речь красивая, а душа грязная», «Язык береги от плохого слова, руку – от воровства».
Женщине-матери отводится особое место: «Мать героя не плачет», «Матери свой ребенок всегда маленьким кажется», «Не похвалою матери определяются достоинства ее дочери».
У вайнахов постыдным считается, когда говорится неправда: «Лучше горькая правда, чем красивая ложь», «На время кривда лучше, а правда навсегда», «Пошел умирать – и забыл умереть», «Увиденное – надежнее услышанного», «Скажи правду, хотя она и против тебя».
А вот пословицы, вытекающие, как и все другие, из жизненной практики: «Несдержанность – глупость, терпение – мудрость», «Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца», «Воровством добра не наживешь», «Сделал добро людям – сделал себе», «Где есть согласие, там благодать, где нет согласия – зло», «Хороший сын – сердце отца, плохой сын – горе отца», «В недружной семье добра не бывает».
Значительная часть пословиц и поговорок посвящается этике трудового воспитания: «Труд и умеренность сохраняют силы в старости», «Трудолюбивый получил то, чего и не ожидал», «Цени, что имеешь, - тогда и богатство накопится».
Меткими фразами осуждаются лентяи и бездельники: «Чтобы разрушить, ум не нужен, ум необходим, чтобы создавать», «Белые руки труд других любят», «На пахоте руками не размахивают».
И поэты в своих четырехстишиях учат народной этике. Так, Алвади Шайхиев пишет:
Всей жизнью, очаги, я связан с вами.
Я — продолжение вашего огня,
И если станет гаснуть это пламя, -
Тогда возьмите сердце у меня!
А вот другое его предупреждение-наставление:
Если ты повернул назад.
Струсив перед своею судьбою, -
Лицо твоей матери очернят
Пороги, не пройденные тобою.
Говоря о человеке, поэт замечает:
Тонули острова, дробились горы,
От зноя высыхали русла рек,
И вся природа умерла бы скоро.
Когда бы не родился человек.
Много этических афоризмов находим мы у Умара Яричева:
Мы со словом живем от рожденья
до часа кончины.
Память слов о себе оставляем,
навек уходя…
И во имя добра — не роняйте слова
без причины. -
Ни в мирской суете, ни во гневе,
ни просто шутя.
Ведь бывает, что нас, далее зрячих.
От дороги прямой увело…
Плачет женщина… Женщина плачет -
Значит в мире прибавилось зло.
Ингушский прозаик и поэт Сайд Чахкиев внес свою лепту в развитие народной этики:
Что для мужчины в жизни выше
чести?
Что для него бесславия страшней?
Конечно жаль, что мы не будем
вместе,
Но честь семьи… В горах не шутят
с ней.
Он же говорит:
Учись, мой друг, искусству
простоты.
И доброте — науке человечьей.
Будь прост со мной — и я пойму,
кто ты,
И добротой на доброту отвечу.
А кто не согласится с правотой слов Магомета Сулаева: