Вайнахская этика

Исаев Э.

В этическом народном воспитании человека большое значение имели и имеют стихотворные афоризмы: «Семья бедна бывает, коль не дружна», «Лишь у истока вода чистая бывает всегда», «Чтобы других людей понять, надо их друзей узнать», «Того, кто сеял зло, оно не обошло».

Понятие гостеприимства как векового закона вайнахов также отображено в целом своде крылатых слов: «Благодаря гостю и хозяин поужинает», «Разговорами гостей не накормишь», «Ушли люди - один остался, ушел гость - позор остался». Или еще: «Лучше сосед вблизи, чем родственник вдали».

Воспитывая детей, родители подобным афоризмам придают большое значение. Разве не поучительны и такие пословицы: «Друг смотрит в лицо, а недруг в ноги», «Достойный человек не бывает без друзей», «Друг лучше старый, а шуба – новая», «Ищущий зло плохого не избег», «Подведешь другого - пострадаешь сам», «Ты уважишь – тебе уступят».

Популярными были и четырехстишные афоризмы, путем повторения которых усиливалось внимание слушателей на их главной идее:

Материнский гнев

Как снег весной бывает:

Выпасть не успев,

Сейчас же и растает.

Дал на убой быка,

Не поскупился,

А после и куска

Не допросился…

Не сделай и шажка,

Вперед не бросив взгляд,

Не говори, пока

Не поглядишь назад.

Очень часто употреблялись эпитеты - сравнения и противопоставления: «Хорошая жена – казна, плохая – наказание», «Бедным – труд, богатым – еда», «Лучше умереть правдивым, чем жить лживым», «Красота – до полудня, доброта – до смерти», «Скажи дочери, чтобы услышала невестка».

Таким образом, используя иронию, но соблюдая при этом необходимый такт, обращалось внимание на людские слабости, пороки и недостатки, пробуждалось желание и стремление к их устранению.

Безусловный воспитательный потенциал несут афоризмы, подчеркивающие особое значение тех или иных жизненных ситуаций: «Кто не знает вкуса соли, не узнает вкуса воды», «Свое берет, чужое не трогает», «Без дождя грязи не бывает», «Без музыки танцевать не начинают».

Нравственно-поучительные поговорки и пословицы содержат продуманные рекомендации, выражающие народные представления о человеке, о формировании личности, о нравственном и этическом воспитании. Они несут в себе народную мудрость, доброту и назидание: «Тот, кто лежал летом, бегал зимой», «У умного – слово, у дурака – кулак», «Терпение – основа победы», «Кто не боялся зла, тот не знал радости», «Слушать сплетни – болезнь, не слушать – лекарство», «У труса речь красивая, а душа грязная», «Язык береги от плохого слова, руку – от воровства».

Женщине-матери отводится особое место: «Мать героя не плачет», «Матери свой ребенок всегда маленьким кажется», «Не похвалою матери определяются достоинства ее дочери».

У вайнахов постыдным считается, когда говорится неправда: «Лучше горькая правда, чем красивая ложь», «На время кривда лучше, а правда навсегда», «Пошел умирать – и забыл умереть», «Увиденное – надежнее услышанного», «Скажи правду, хотя она и против тебя».

А вот пословицы, вытекающие, как и все другие, из жизненной практики: «Несдержанность – глупость, терпение – мудрость», «Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца», «Воровством добра не наживешь», «Сделал добро людям – сделал себе», «Где есть согласие, там благодать, где нет согласия – зло», «Хороший сын – сердце отца, плохой сын – горе отца», «В недружной семье добра не бывает».

Значительная часть пословиц и поговорок посвящается этике трудового воспитания: «Труд и умеренность сохраняют силы в старости», «Трудолюбивый получил то, чего и не ожидал», «Цени, что имеешь, - тогда и богатство накопится».

Меткими фразами осуждаются лентяи и бездельники: «Чтобы разрушить, ум не нужен, ум необходим, чтобы создавать», «Белые руки труд других любят», «На пахоте руками не размахивают».

И поэты в своих четырехстишиях учат народной этике. Так, Алвади Шайхиев пишет:

Всей жизнью, очаги, я связан с вами.

Я продолжение вашего огня,

И если станет гаснуть это пламя, -

Тогда возьмите сердце у меня!

А вот другое его предупреждение-наставление:

Если ты повернул назад.
Струсив перед своею судьбою, -
Лицо твоей матери очернят
Пороги, не пройденные тобою.

Говоря о человеке, поэт замечает:

Тонули острова, дробились горы,
От зноя высыхали русла рек,
И вся природа умерла бы скоро.
Когда бы не родился человек.

Много этических афоризмов находим  мы у Умара Яричева:

Мы со словом живем от рожденья

до часа кончины.
Память слов о себе оставляем,

навек уходя…
И во имя добра — не роняйте слова

без причины. -
Ни в мирской суете, ни во гневе,

ни просто шутя.
Ведь бывает, что нас, далее зрячих.
От дороги прямой увело…
Плачет женщина… Женщина плачет -
Значит в мире прибавилось зло.

Ингушский прозаик и поэт Сайд Чахкиев внес свою лепту в развитие народной этики:

Что для мужчины в жизни выше
чести?
Что для него бесславия страшней?
Конечно жаль, что мы не будем
вместе,
Но честь семьи… В горах не шутят
с ней.

Он же говорит:

Учись, мой друг, искусству
простоты.
И доброте — науке человечьей.
Будь прост со мной — и я пойму,
кто ты,
И добротой на доброту отвечу.
А кто не согласится с правотой слов Магомета Сулаева:

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru