Вайнахская этика

Исаев Э.

Пусть яблоко украсть не мудрено,
И самым сладким кажется оно,
Но если впрямь ты хочешь

насладиться -
Сам дерево взрасти хотя б одно!

***

В моих родных горах издревле
Ценились выдержка и честь.
И все же — выше человечность
Издревле почиталась здесь.

Народный поэт Ингушетии Джемалдин Яндиев славился остроумием, и незабвенны его наставления. Только в одном его сборнике стихов – «Весенний зов» (Москва, 1986), можно найти богатую россыпь мудрости:

Награды не ищи себе за то,

Что трудный путь прошел
и стерты ноги, -

И реку ведь не жалует никто

За то, что прорвалась через пороги.

Дальнее манит меня.

Близкое мной познается.

В кузне текущего дня

Светлое завтра куется.

***

Дерево, что корня сок утратит,
С кроной расстается навсегда.
Шаг, что сделан с разумом

в разладе,
Не оставит на земле следа.

Ахмада Сулейманова особо представлять читателю не надо, он был большим знатоком чеченского фольклора, особенно поговорок и пословиц, сам замечательный мастер слагать афоризмы. Вчитаемся хотя бы в эти строки:

Мужчина, что гордость
свою бережет, -

Как крепость, Отчизны

надежный оплот.

А девушка, верная чести своей,

Сравнима с надежностью
трех крепостей.

***

Если растратил ты свой капитал,
Честная бедность не будет укором.
Если же ты свою честь промотал,
Имя свое ты покроешь позором.

***

Меткость слова надежней ружья,

Пулям слова уподобили деды.

Там, где ломались мечей острия,

Мудрая речь добывала победу.

 

В кратких поговорках не бывает случайных фраз, каких-либо случайных названий или сравнений. В них мысли «просеяны через решето и сито времени, отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное…» (Л. Толстой). Кстати, Толстой, будучи в нашем крае, с большим интересом собирал и изучал поговорки и пословицы вайнахов.

В самом народе к ним относятся как к источнику познаний, считают их подлинной школой мудрости. Недаром же их создателей называют в народе мудрецами, относятся к ним с большим почтением (побывайте хотя бы в Дуба-юрте, Катар-юрте, Автурах, других селах).

Обращает на себя внимание музыкальность, мелодичность афоризмов, склонность их авторов к иносказательности, присущему им комизму, который, к тому же, подается под серьезным «соусом», что усиливает эмоциональное воздействие на слушателей, зрителей, читателей. Этим же целям служит и гиперболизм, подчеркивающий особое значение тех или иных сообщаемых жизненных явлений и ситуаций.

Большое значение придается также эпитетам, усиливающим образное восприятие, дающим дополнительную художественную характеристику тому, о чем говорится.

Даже выборочный анализ вайнахских пословиц и поговорок убеждает, что 90 процентов из них имеют ярко выраженный нравственно-этический характер. Поэтому-то их воспитательное значение трудно переоценить. Их значимость в этом отношении подтверждает и тот факт, что наши вайнахско-национальные крылатые изречения нередко можно встретить как в разговорной речи, так и в литературе других народов. Наиболее употребляемые из них: «Белые руки любят то, что чужим трудом сделано», «Движение - счастье юноши, покой - счастье девушки», «Кто спорил с селом, тот остался за селом», «Мать храбреца (героя) не плачет», «Несдержанность - глупость, терпение – мудрость» и другие.

Необходимо также отметить заметное для исследователя влияние фольклора других народов на формирование вайнахских крылатых фраз, а то и чуть ли не дословный повтор некоторых пословиц и поговорок. Отсюда схожесть, общность смыслового содержания. Так, например, русские говорят: «На чьем возу сидишь, ту песню и пой»; чуваши: «В какой народ придешь, такую шапку и надень»; казахи: «На чьей земле поселишься, того и воду пей; ингуши: «На чьей арбе сидишь, ту песню и пой»; чеченцы: «Сядешь на чеченскую арбу, - пой чеченскую песню, сядешь на кумыкскую арбу, - пой кумыкскую песню». Крылатые изречения, как один из любимых нами жанров устного народного творчества, имеют огромное значение в деле этического воспитания молодежи. Поэтому долг ученых, писателей, «рядовых» энтузиастов - собирать и изучать это бесценное наследие, широко использовать его в своей практической деятельности.

11. Этическое воспитание художественной литературой

Есть три вида читателей, писал Гете. Первый - это те, кто наслаждается, не рассуждая; другой - те, кто судит не наслаждаясь; и третий, средний, - те, кто судит, наслаждается, рассуждая. Именно эти последние и «воссоздают» произведение «заново». Формируя таких читателей, мы должны ставить перед собой и более широкую мировоззренческую задачу, которая охватывает и сферу интеллекта, и сферу эмоций, и сферу воли человека.

Думается, все согласны, что с точки зрения нравственного воспитания литература - предмет особый, специфический, что здесь простого требования «выучи!», «запомни!» мало, что на уроке литературы от учителя требуется осуществить сложный процесс превращения художественной истины в истину нравственную, то есть в истину, понятную и прочувствованную личностью обучаемого. Без выполнения этой задачи литература не может заложить в сознание ученика основу этических норм.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru