Горе, что кружится в небе над вами,
Меткой пулей своею собью,
Гнев, что вгрызается в вас зубами,
Тонкою шашкой своей зарублю.
После того, как обращение к князю с просьбой отменить двойную дань, ни к чему не привело, Сурхо явочным порядком поделил княжескую землю между аульчанами. Когда же брат князя похитил невесту Сурхо, герой явился на свадьбу, убил похитителя, а затем, в поединке, и самого Мусоста, которому великодушно дал право первого выстрела.
На примере образа Сурхо, сына Ади, а также бяччоя Балу из эпической песни «Свержение княжения черкесского Кагермана бяччой Балу», отчетливо прослеживаются эпические традиции… Старцы, выражающие в данном случае волю всех аульчан, озабочены:
«Где же храбреца, где героя найти,
Чтобы он свергнул Мусоста жадного?»
Вспоминается тут им сын Ади — Сурхо.
От начала до конца Сурхо ведет борьбу с князьями в одиночку. Уничтожив их, он собственноручно делит княжескую землю на участки, «в месте границ вырывая канавы».
В песне обращено особое внимание на такое качество героя, как храбрость: «Храбрый Сурхо». Иначе и не может быть: герой должен поступать так-то и так-то, потому что он – герой (В.В. Корзун. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный, 1966, с. 164).
Таким образом, мы убеждаемся, что обращение к художественной литературе, как к одному из высокоопробованных педагогических средств воспитания, есть логически и психологически оправданная система. Ибо без эмоционального «брожения» никогда не было, нет и быть не может в истории народов человеческих поисков ИСТИНЫ.
ГЛАВА IV. Нормативная этика Ислама
1. Предания об этических изречениях и поступках Пророка Мухаммада
Преданиям (сообщениям, кратким повествованиям) о словах и поступках Пророка Мухаммада – хадисами – в исламе отводится очень большая роль. Они - важнейшее руководство для мусульман во всей их жизни, во всех их помыслах и делах.
Хадисов много. Мы лишь приведем здесь те, которые имеют прямое отношение к этике, нравственности.
1. Согласно Абу-Хурейре, да будет доволен им Аллах, сказал Расул Аллах: «Поистине, не смотрит Аллах ни на тела ваши, ни на внешность, а смотрит Он сердца ваши».
2. Абу Йуала Шудад ибн Аус, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк сказал: «Не тот хороший человек, кто трудится ради благ суетных в жизни земной, а тот, кто думает о том, что останется после смерти его. Жалок тот, кто идет в след за страстями своими и желает себе большего, чем Аллах ему предписал».
3. Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Честность ведет к доброте, доброта - к раю. Человек честен до тех пор, пока у Аллаха он вписан не будет. Ложь ведет к разврату, разврат - к огню. Человек лжет до тех пор, пока не обнаружилась ложь перед Аллахом».
4. Согласно Абу-Хурейре, да будет доволен им Аллах, Пророк сказал: «Каждое приветствие есть садака, установление справедливости между двух людей в каждый день, в который восходит солнце, есть садака, помочь человеку сесть верхом - садака, помочь ему поднять вещи на животное - садака, доброе слово - садака, каждый шаг для идущего на молитву - садака, устранение препятствия с пути – саадака».
5. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, свидетельствует, что Расул Аллах сказал: «У веры семьдесят или шестьдесят с лишним ветвей. И самая лучшая из них - это высказывание «Ла-иллаха-илла-ллах» («Нет божества, кроме Аллаха»), а самая последняя - устранение препятствий с пути: «Скромность - составляющая веры»).
6. Джабер, да будет доволен им Аллах, свидетельствует, что Пророк сказал: «Мусульманину, который посадил дерево, садака будет оттого, что плодами его пропитался кто-то. И даже, если украдут, - садака. Садака зачтется и тому, кто помогал сажать то дерево».
7. Согласно Абу Мусе, Расул Аллах сказал: «Милостыня - долг каждого мусульманина».
Спросили: «А если он не имеет возможности давать садака?»
Ответил Расул Аллах: «Сделай своими руками пользу себе, и от этого отдай долю на подаяние».
- «А если он не умеет это делать?»
- «Тогда пусть поможет человеку, который жаждет давать садака».
Опять спросили: «А если он не может и этого?»
- «Тогда пусть он проповедует добро и благо».
- «А если он и этого не может сделать?» - вновь был вопрос.
Ответил Пророк: «Тогда, если он удержится от совершения зла, это от него и есть садака».
8. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, свидетельствует, что Расул Аллах сказал: «У мусульманина перед мусульманином обязанность в пяти: ответ на приветствие, посещение больного, следование в похоронной процессии, ответ на зов и пожелание здоровья чихнувшему».
9. У Муслима говорится: «У мусульманина перед мусульманином обязанность в шести: если встретился с ним - приветствуй, если он зовет, то ответь ему, если он нуждается в добром совете, то дай его, если чихнул он и вознес хвалу Аллаху, сказав: «Аль-Хамду-лил-лахь», то пожелай ему здоровья, если заболел - навести его, если умер - сопроводи его тело».