Если проследить внимательно, к нам предъявляют 4 требования:
а) вера наша должна быть правильной и искренней;
б) своими добрыми поступками мы должны быть готовы доказать свою веру в глазах друзей;
в) мы должны быть добрыми;
г) мы всегда должны быть спокойны и духовно устойчивы.
Таковы нормы поступков для разграничения добра и зла. Подобный образ мышления является остовом, вокруг которого зиждутся и все способы человеческих отношений.
Прежде, чем предписать ту или иную этическую заповедь, ислам считается с тем, что она должна восприниматься с желанием и прочно усваиваться. «Аллах Великий видит каждого, всегда и везде. Человек может скрыть свой поступок от мира, но от Аллаха - никогда! Его могут не разоблачить, но Аллах разоблачит всегда».
Для действенного воспитания любви к Аллаху ислам вводит высший моральный стандарт - и таким образом ограничивает доступ к нравственному развитию личности аморальными путями.
Появление первоисточника знаний, вахии, положило конец заблуждениям, дикарству, пошлым навыкам. Была создана подходящая атмосфера для реформ и новаторства, решительно укреплены позиции моральных стандартов.
В нас накапливается энергия, которая заставляет от всего сердца, со всей душевностью, искренностью и серьезностью усваивать нравственные нормы. Это не продиктовано стремлением к манерности и оригинальности. Религиозная этика отводит известным уже правилам специфические функции в общей схеме жизни, характеризуя их сферы и величину воздействия. Это вносит разнообразие в условия нашей личной и общественной жизни.
Этика охватывает сложнейшие проблемы - от семьи до общества, от домашнего очага до поля брани и стола переговоров - одним словом, проблемы от рождения человека до его смерти.
Итак, ни одна область жизни не лишена применения вездесущих исламских принципов.
С их помощью все жизненные проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает человека от господства эгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствует созданию колоритных личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами.
Ислам ставит человека в условия добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков. Восторжествование совести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием, но он гарантирует их осуществление.
Все те, кто имеет положительное отношение к этим требованиям, объединяются в религиозные общины и наказываются мусульманами. Они обязаны бороться организованно за утверждение благополучия для уммы и за уничтожение зла.
МЫ РАССМОТРЕЛИ с разных сторон жизнь мусульман с тем, чтобы остановиться вкратце на основах нравственного учения ислама. Они охватывают как личное поведение верующих, так и его социальную ответственность.
Восприятие Аллаха (сознательный иман)
В соответствии с Кораном, самым достойным мусульманином является тот. кто «занимает первое место по благочестию». (Худжурат. 13).
Смирение, скромность, умение контролировать свои страсти и желания, прямота, справедливость, терпение и исполнительность, единство между словом и делом… Таковы морально-волевые качества, многократно отмечаемые в Коране.
Коран требует еще:
«Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 146).
«Опережайте друг друга перед Аллахом, чтобы он простил грехи ваши, и вы попали в рай, обширный, как земля и небеса. Рай подготовлен для муттакий. Это люди, которые довольствуются своим пропитанием и в недостатке, и при изобилии, которые преодолевают собственную ярость, которые умеют прощать. Аллах любит милосердных». (Ал' и Имран, 133-134)
«Сын мой, выполни намаз стоя, огороди прославленного от порицания и будь терпелив к несчастью, ибо его надо переносить». (Локман. 17).
«Не поворачивайся спиной к людям и не зазнавайся и не ходи по земле надменно, ибо Аллах не любит надменных». (Локман, 18).
Посланник Аллаха, да будет благословение над ним, обобщает нравственные нормы мусульман следующим образом: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить Его мыслью и быть в Его охвате восприятия со следующими заповедями:
− не судить никого, будучи в ярости или в радостном состоянии;
− выбирать средний путь между богатством и бедностью;
− восстановить дружбу с тем, кто ее прервал;
− заниматься мыслительной деятельностью в момент молчания;
− раздавать блага тому, кто не подает руки;
− всегда сохранять во взгляде наставление и внушение;
− быть справедливым».
Социальные проблемы
В области социальных проблем исламская этика базируется на милосердии, благородстве и отзывчивости. Существуют особые наставления по отношению к благодарности…