Вайнахская этика

Исаев Э.

45.  Во время всякой смуты хранить сердце в чистоте.

46.  Не брать принадлежащего сиротам.

47.  Не возноситься над другими людьми, не зазнаваться.

48.  Избегать мужеловства.

49.      Всегда совершать намаз пять раз в день.

50.       Опасаться многобожия.

51.  Не брать имущества, приобретенного преступлением или несправедливостью.

52.  Избегать прелюбодеяния.

53.  Не клясться ложно.

54.  Не кичиться даваемой милостыней.

(При написании данного раздела нами использованы высказывания из книги «Уроки Ислама»: Махачкала, 1997 г., с.38-39).

4. Дозволенное и запретное в исламе (хьанал и хьарам)

В исламской нравственности принято различать три аспекта: нравственная деятельность, нравственные отношения, моральное поведение.

Задача человека заключается в том, чтобы он правильно пользовался дарованной ему Богом свободой. Это значит - развивать в себе божественное начало. Вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу - вот те высшие духовные качества, к развитию которых должен стремиться каждый из нас. Исламская этика считает: благоразумие, справедливость, воздержание и мужество -главные критерии морального поведения человека.

Ислам сочетает в себе основные общечеловеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики - дозволенного и запретного (хьанал и хьарам). Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются им морально положительными, добром, а поступки, приносящие обществу вред, причисляются к аморальным, - ко злу.

В священном Коране, не лишне повториться, сказано: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные». (Сура аль-Бакъара, аят 177).

Из сказанного следует, что лишь таким путем наши взгляды, подчиненные полезным напутствиям, должны быть сосредоточены в направлении к любви к Аллаху и к людям.

В Коране говорится: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - знающий, сведущий!» (Сура аль-Худжурат, аят 13).

ОМАР, да будет Аллах доволен им, рассказывал: «Как-то в один из дней мы сидели у Посланника Аллаха. И тут к нам вошел человек, одетый в белую одежду и с черными волосами. По нему нельзя было сказать, что это путешественник, и никто из нас его не знал. Он уселся прямо напротив Пророка и, упершись ладонями на его бедра, попросил: «Мухаммад! Не расскажешь ли ты мне об исламе?» Посланник Аллаха ответил: «Ислам состоит в том, что ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Одного Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха. Ты должен также совершать молитвы, платить закъат, поститься в месяц Рамадан и совершать паломничество в Мекку, если сможешь найти дорогу туда». «Это правильно,» - сказал мужчина. А мы все удивились тому, о чем он спрашивал Посланника.

Затем этот человек попросил: «Расскажи мне о вере».

Пророк ответил: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книге, Его посланников и в Судный день, а также в предопределение с его добром и злом».

«И это правильно» - сказал мужчина.

Далее он попросил: «А скажи мне об исхане». Пророк ответил: «Ты должен поклоняться Аллаху таким образом, как будто ты видишь Его перед собой. А если ты Его не видишь, то Он видит тебя».

«А скажи мне о наступлении часа» (наступление часа - конец света), - попросил человек. Пророк сказал: «Спрашиваемый не более сведущ спрашивающего».

«А скажи мне о признаках наступления часа» - попросил мужчина.

«Девушка-рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и темные пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке домов» - ответил Пророк.

Человек удалился, а Пророк надолго задумался. Затем он спросил меня: «Омар, знаешь ли ты, кто спрашивал меня?»

Я ответил: «Это ведомо только Аллаху и Его Посланнику».

Пророк сказал: «Сам Джабраил пришел к нам, чтобы утвердить нас в религии».

(Об этом рассказал Муслим).

ВЧИТАЙТЕСЬ в хадисы - и вы убедитесь в том, что исламская этика учит человека быть высоко нравственным и глубоко верующим.

1.              Если кто-нибудь введет новшество в наше дело, где ему не место, оно будет отвергнуто.

2.              Не делай того, в чем сомневаешься, а делай только то, в чем не сомневаешься. (Хадис приводится у ал-Ти-мирзи).

3.              Истинность веры подтверждается свидетельством в миссии Мухаммада.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru