Вайнахская этика

Исаев Э.

Пятое. Отсутствие доверия к другим подталкивает к злым мыслям, которые внешне проявляются в выслеживании друг друга. Исламская этика требует от мусульманина чистоты - внутренней и внешней. Поэтому так же, как и недоверие, отвергает выслеживание и подозрительность.

Чтобы защитить права человека, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, категорически запретил кому-либо заходить в чужой дом без дозволения его владельца, поскольку этим пренебрегаются и попираются права последнего. Сказано в одном из хадисов: «Кто войдет в дом без разрешения хозяев его, тому они вправе и глаз выколоть».

Не разрешается также и прислушиваться к разговору хозяев дома без их ведома и дозволения на то.

Коран обязывает всякого, кто хочет посетить человека в доме его, не входить к нему без его дозволения и приветствия: «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это - лучше для вас, - может быть, вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите, пока не позволят вам. А если вам скажут: «Вернитесь!», - то возвращайтесь. Это - чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете» (Сура ан-Нур, аяты 27-28).

Шестое - поклеп и хула: «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» (Сура ан-ХIуджурат, аят 12).

Решил однажды Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, уточнить для сподвижников своих смысл поклепа в форме вопросов и ответов.

Спросил он их: «Знаете ли вы, что такое поклеп?»

Сказали они: «Аллах и Его Посланник научат».

Сказал он: «Упоминание о брате своем с неприязнью».

Сказали те: «Разве видел ты, что было в брате то, о чем говорю я?».

«Если и было в нем то, о чем говоришь ты, и опорочил ты его, и если не было того, - все равно ты возвел на него напраслину». (Хадис приводится у Муслима, Абу Дау-да, ал-Тирмизи.)

Сказал Всевышний: «Не любит Аллах разглашения о зле в слове, если не от того, кто обижен. Поистине, Аллах - Слышащий, Знающий!» (Сура ан-Нисаъ, аят 148).

Седьмое. Исламская этика считает, что клевета и сплетня - более страшный хьарам, нежели поклеп и напраслина.

Коран с самого начала мекканского периода жизни Посланника Аллаха осудил эти пороки, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному, хулителю, бродящему со сплетнями» (Сура аль-Къалам, аяты 10-11).

Восьмое. Из сказанного выше мы убеждаемся, как исламская этика защищает честь и достоинство человека; кроме того, увидим и то, с какой заботой относится ислам к тому, что свято и неприкосновенно.

Посмотрел как-то Адбалла ибн Омар, да будет доволен им Аллах, на Каабу и сказал: «Что может быть величественнее тебя и запретнее? А уверовавший – выше святости твоей!» (Приводится у ал-Тирмизи).

Защита исламом уверовавшего в Аллаха заключается в утверждении неприкосновенности чести и репутации его, в запрете на кровь его и средства. Великий грех ляжет на того, кто оскорбит достоинство человека без оснований на то. В хадисе сказано: «Кто упомянет о мужчине напрасно, с тем чтобы устыдить его этим, того поместит Аллах в адов огонь до тех пор, пока не сбудется то, о чем говорил он» (Приводится у ат-Тубрани). В Коране по этому поводу говорится: «А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они этого заслужили, совершают грех» (Сура аль-АхIзаб, аят 58).

Наиболее страшным посягательством на честь является обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их. Коран говорит по этому поводу: «Те, которые бросят обвинение в целомудренных, верующих, - прокляты они в ближайшей жизни и в последней! Для них великое наказание в  тот день, как будут свидетельствовать против них их языки, их руки и их ноги о том, что они делали. В тот день полностью воздаст им Аллах по их истинной вере, и они узнают, что Аллах - это ясная истина» (Сура ан-Нур, аяты 23-25). И сказал Всевышний: «Поистине, те, которые любят, чтобы разглашалась мерзость о тех, которые уверовали, им - мучительное наказание в ближней жизни и в последней. Ведь Аллах знает, а вы не знаете!» (Сура аль-Нур, аят 19).

Девятое. Запрет наложен и на чужую кровь, то есть на убийство. Ислам освятил жизнь человеческую, наложив запрет на посягательство на души. Покушение на душу ислам расценивает как самое тяжкое преступление перед Аллахом после куфра (неверия в Господа). Сказано в Коране: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как-будто бы убил людей всех» (Сура аль-Маида, аят 32).

Это потому, что род человеческий - как одна семья, и покушение на душу воспринимается как угроза для всех людей. И страшнее грех, если убиенный - из уверовавших в Аллаха. «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовил ему великое наказание (Сура ан-Ни-саъ, аят 93).

Ислам защищает жизнь любого человека, если только он не воюет с мусульманами. И если он муагьид, то есть не принявший ислама, но живущий на территории мусульман на договорных основаниях, то и в этом случае не дозволено никому покушаться на его жизнь. Об этом так сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто убил муагьида, тот и запаха рая не почует, для него ароматы его - на расстоянии в сорок лет» (приводится у аль-Бухари и др.).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru