Ислам отмечает также особенности натуры женщины-мусульманки. Это - ее бережливость, скромность, застенчивость, чистота и невинность.
Исламский этикет сдерживает мусульманку от жеманства и кокетства. Он включает в себя такие требования:
I. Потупление взора. Самым ценным украшением женщины является ее скромность, а главным ее проявлением – отсутствие глаз и потупление взора. Всевышний сказал: «И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры» (Сура ан-Нур, аят 31).
II. Отсутствие у женщины близких связей с мужчинами. Она не должна соприкасаться с ними.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вонзать железную иголку в голову одного из вас полезнее, чем соприкасаться ему с непредписанной для него женщиной» (Юсеф аль-Карда-ви. Халал и харам в исламе. Махачкала, 1992 г. с.42).
III. В отношении одежды мусульманки. Она – одежда – должна прикрывать все тело женщины, за исключением тех частей, которые разрешены Кораном к лицезрению: «разве только, что видно из них» - лицо и кисти рук;
- из-под верхней одежды ничего не должно просматриваться;
- одежда мусульманки не должна выделять части ее тела, прелести его;
- мусульманка не должна надевать то, что носят в настоящее время мужчины, т.е. брюки и т.п.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, проклял одевание мужчинами и женщинами одинаковых одежд, он запретил женщинам носить то, что носят мужчины, и, наоборот, мужчинам - то, что одевают женщины;
мусульманка должна быть пряма в походке, серьезна в речах, спокойна в движениях и в лице. Ей не пристало быть легко возбудимой, общаться с прелюбодейками: «Не будьте мягки в словах, чтобы не возжелал тот, в сердце которого болезнь» (Сура аль АхIзаб, аят 32);
- мусульманка не должна преднамеренно привлекать к себе внимание мужчины запахом духов или же звоном: «Пусть не бьют своими ногами так, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения» (Сура ан-Нур, аят 31). (Во времена язычества женщины били ногами, чтобы привлечь внимание мужчин звоном колец на ногах. Всевышний запретил мусульманкам поступать таким образом, чтобы не создавалось у мужчин легковесных воображений о них).
Сегодня молодые люди на встречах с нами часто задают вопросы, связанные с процедурой вступления в брак. Нормативная этика вайнахов разработала цельную систему совершения этого священного обряда. Остановимся на этических требованиях ислама в вопросах супружества.
Однажды группа сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, посетила его дома. Они хотели узнать его службу перед Аллахом. То, что рассказал Пророк, показалось им слишком малым. Они спросили его, не должны ли они действовать ради ислама в более суровых условиях за свои прошедшие и будущие грехи, Аллах ведь их не простит. Один из его сподвижников сказал, что ради этого он воздержится от еды навсегда. Другой сказал, что он откажется от сна. Третий сказал, что он отречется от женщин и никогда не женится. Тогда Пророк Мухаммад объяснил им их ошибку: «Я вам объясняю с помощью Аллаха и ограждаю вас же: я встаю и сплю, не воздерживаюсь от еды и ем, и женюсь. Любите же мою Сунну, а не меня».
Он обратился к молодежи: «О вы, молодые люди, кто из вас в состоянии жениться – женитесь, будьте скромными…» (Юсефаль-Кардави. Халал ихарам вис-ламе. Махачкала, 1992 г., с. 43).
Тем супругам, что обещали быть скромными и чистоплотными, сказал Аллах: «И выдавайте в брак безбрачных из вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, - обогатит их Аллах своей щедростью» (Сура ан-Нур, аят 32).
Ислам запрещает мусульманину до истечения определенного времени свататься к женщине, которая развелась недавно или же оказалась вдовой после смерти мужа. Период, в течение которого женщина после смерти мужа (четыре месяца и десять дней) или развода не имеет права выходить замуж, называется - идда. По истечении этого времени сглаживается память о прошлом супружестве.
Запрещается также мусульманину просить руки девушки, засватанной за его брата, даже если бы они договорились о женитьбе, ибо первый брат раньше овладел правом стать ее мужем.
Ислам обязательно требует от мусульманина выяснения согласия девушки на замужество.
Исходя из того, что женщина прежде всего - подруга будущему мужу, отцу девушки (ее покровителю, опекуну) не следует пренебрегать ее мнением и желанием относительно предстоящего замужества.
Отец не может отсрочить выдачу дочери замуж, если она выходит за человека своей веры и не расходится с ним в вопросах нравственности. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, по этому вопросу сказал: «Нельзя запаздывать в трех вещах: в молитве, если настало ее время; в похоронах; в выдаче замуж, если нашелся ей равный».
«Если нашелся человек одной религии и нравственности - женитесь не медля. И не сотворите смуту и разврат на земле» (Юсеф аль-Кардави. Указанная выше работа, с. 45).
Ислам определил родство, не допускающее брака. Мусульманину запрещается жениться на женщинах-родственницах, если это: