Исламская этика стремится ^достижению вышеупомянутых прав человека и многого другого полезного не только путем обеспечения определенных правовых гарантий, но и, главным образом, призывая человека пытаться преодолеть свой низкий этико-познавательный уровень и избавиться от связей кровного родства, от несправедливых понятий расового превосходства, высокомерия и экономических привилегий.
Исламская этика призывает нас возвыситься до такого уровня бытия, когда человек смог бы реализовать идеалы братства между всеми людьми. («Взгляд на ислам», изд. «САНТЛАДА». 1992 г., с.17).
Ислам требует строить отношения между членами общества на основе братства и уважения прав личности. Любое высказывание или действие, нарушающее эту основу, есть хьарам (грех, запретное), и он определяется соответственно уровню нанесенного человеку материального и морального ущерба.
Рассмотрим более подробно, как определяет исламская этика хьанал (дозволенное) и хьарам (запретное).
В Коране Всевышний говорит о запретах, нарушение которых вредит братству и интересам людей: «Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, - может быть, вы будете помилованы.
О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они - лучше их! И женщины - над женщинами: может быть, они -лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя «распутство» после веры! А кто не обратится, те - несправедливые.
О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, - ведь Аллах - обращающийся, милостивый (Сура аль-ХIуджурат, аяты 10-12).
Всевышний говорит, что все верующие - братья, а братство обязывает знакомиться друг с другом, а не враждовать, любить друг друга, объединяться, а не противоречить друг другу.
Сказано в одном из хадисов: «Не завидуйте, не враждуйте, будьте в поклонении Аллаху братьями» (Приводится в Аль-Бухари и других).
Исходя из этого, ислам запрещает мусульманину изгонять или порывать связи с братом своим по вере, не проявляя снисходительности к нему и не выждав трех дней для усмирения гнева своего и враждебных чуств.
Сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Не позволено мусульманину изгонять брата своего раньше трех дней, и пройдут эти три дня, и встретит он его, и приветствует, и тот ему ответит саламом, и участи избегнет изгоя» (Приводится у Абу Дауда).
Запрет содержится также и в Коране: «… И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах - над вами надсмотрщик!» (Сура аль-Нисаъ, аят 1).
Аллах запрещает многие деяния и поступки, подрывающие братство между людьми. Исходя из этого, разработана цельная система исламской этики (этикет мусульманина). Первое из неугодных в наших поступках проявлений – это насмешки и издевательства над людьми. Верующему в Аллаха запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств и глумлений, оскорбительных шуток и анекдотов. Это есть проявление скрытого высокомерия и замаскированного тщеславия, презрения по отношению к другим. Сказал Всевышний: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они - лучше их!» (Сура аль-ХIуджурат, аят 11).
В одном из хадисов говорится: «Поистине, Аллах не смотрит на внешность вашу и богатство. Он смотрит в души и сердца! (Приводится у Муслима).
Разве позволено насмехаться над калекой и бедняком, будь-то мужчина или женщина!
В Коране повествуется о том, как нечестивцы издеваются над верующими: «Поистине, которые прегрешили, смеялись над теми, которые уверовали, и когда проходили мимо них, мигали друг другу, а когда возвращались к своей семье, возвращались с шутками. И когда видели их, говорили: «Ведь эти, конечно, заблудшие!» А они не были посланы хранителями над ними. А в тот день те, которые уверовали, посмеются над неверными» (Сура аль-Мутафифийн, аяты 29-34).
В этих аятах ясно говорится о недопустимости насмешек одних над другими.
Второе. Запрещено мусульманину хулить кого-то, злословить, высмеивать и выискивать недостатки у другого. Сказано ведь: «Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанес». Отвергнуто злословие и в Коране, в котором говорится: «Не позорьте самих себя» (Сура аль-Х1уджурат, аят 11). Коран говорит, что все верующие - одно сообщество, они должны быть солидарны друг с другом, и если один злословит и порочит другого, то он, по сути, поносит самого себя, ибо он – «из них».
Третье. Исламская этика запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот хьарам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличия.
Четвертое. Ислам хочет, чтобы сообщество мусульман было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу. Ислам порицает подозрительность и недоверие. Сказано ведь в Коране (повторюсь): «О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли – грех» (Сура аль-ХIуджурат, аят 12).