Вайнахская этика

Исаев Э.

В то время, как намаз и ураза способствуют душевной чистоте, закъат является социально-экономическим обрядом, обеспечивающим чистоту товарно-денежных отношений.

«Милостыни - только для бедных, нищих, работающих   над этим, - тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам, - по постановлению Аллаха. Аллах - Знающий, Мудрый». (Сура Покаяние, аят 60).

В исламе дифференциация богатства и просто доходов - строго определена. Существует два конкретных требования. Первое: различие в богатстве не должно быть большим. Сосредоточение богатства в узкой группе людей является причиной народного гнева и роста преступности в обществе, а также появления враждебных друг другу классов и трений между ними, что в исламе категорически запрещено. Всевышний говорит: «Чтобы не оказалось это (т.е. богатство, которое Аллах дал всем людям. - Авт.) распределено только между богатыми среди вас» (Сура Хашр, аят 7). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, руководствовался этим положением при разделе добычи, которую мусульмане получили у племени Бану Назир. Он раздал ее среди мухаджиров и двух ансар, - все они были бедняками.

Второе условие: богатство не должно вести к роскоши и изнеженности. В Коране сказано: «А те, которые были несправедливы, последовали за тем, чем они были одарены, и оказались они грешными» (Сура Худ, аят 116). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Клянусь Аллахом, за вашу бедноость я не боюсь, однако я боюсь изобилия, которое ниспошлет вам этот мир, так же как это было с народами, которые жили до вас, и вы будете соперничать и конкурировать друг с другом в роскоши, как было с этими народами, и вы будете гибнуть, как гибли эти народы». (Газ. «Кавказский дом», №38, 1992 г.)

Закъат выплачивается по истечении календарного года, как уже говорилось, в размере 2,5% от дохода. В отношении имущества или продукции также определены размеры закъата.

V. ХАДЖ. Это пятая обязанность мусульманина: совершение хаджа (паломничества) в Мекку к храму Аллаха Каабе один раз в жизни - при наличии возможности.

Ежегодно со всех концов мира в Мекку приходят миллионы людей разных рас и народностей, в т.ч. и из Чечни и Ингушетии. Там же завязываются религиозные, научные, экономические и политические связи, служащие укреплению международной солидарности.

Помимо следованию указанным выше пяти требованиям ислама, в жизни всегда и во всем следует сознательно поступать в духе воли Аллаха.

Исламская этика воспитывает в человеке сознание всемогущества Аллаха, не могущего иметь сотоварищей. Свобода человека возможна лишь при глубоком преклонении перед Аллахом. Это очищает душу человека. Вера в Аллаха на всю жизнь внушает чувство, что мы находимся под Его непосредственным контролем. А это - великое утешение для верующего.

Исламская этика определяет образ нашей жизни. Не зря автор первой научной биографии Пророка Мухаммеда европеец-востоковед Алоис Шпрингер (1813-1893) в своем трехтомном труде «Жизнь и учение Мухаммада» (1861-1869) утверждал, что ислам явился единственной мировой религией, которая «возникла при полном дневном свете» (см. предисловие профессора И. Алироева к книге Вашингтона Ирвинга «Жизнь Магомета».) Из этого же предисловия: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет – его пророк!» - ежедневно повторяют многомиллионные массы мусульман всего мира: тюркоязычные народы (бывшего) Советского Союза, жители многих стран Азии и Африки. Эти слова впервые были произнесены почти 14 столетий тому назад в Мекке и, передаваясь из уст в уста, переходя от народа к народу, распространились от Северного Китая до Северной Африки и Испании».

Принципы исламской веры действительны для людей всех рас и народностей, и, помимо того, охватывают и всю многостороннюю жизнь человека, науку, религию,    экономику, социологию, политику, мораль и – сознание. Объектом Корана является вся человеческая жизнь, а его основная цель - внушить человеку его обязанности, права и ответственность - в семье, в обществе, перед окружающими, перед своим Создателем.

Исламская этика, как и в целом исламская вера, ныне призывает нас и во веки настойчиво будет призывать к правде, истине и справедливости в жизни. Она призывает к нормальной и совершенной жизни.

Человек, который верит в Аллаха, любит и боится Его и благодарен Ему за щедрость, которую Он ему дарует, сознавая, что его добрые дела и мысли могут быть далеко не всегда соизмеримы с требованиями и благосклонностью Аллаха, должен всегда помнить, что он может быть наказан Аллахом здесь, на земле, или в День Суда. Человек не должен находиться в таком душевном состоянии, чтобы не думать всегда о Боге. Значит, не забывать Аллаха - это жизненное требование Веры.

Исламская этика четко обозначила права человека. Это: защита жизни и собственности; защита личной свободы; защита чести; защита религиозных чувств; право протестовать против тирании; свобода высказываний; свобода общения; свобода совести и убеждений; право иметь самое необходимое в жизни; равенство перед законом; следовать правилам, которые стоят выше человеческих законов; право на участие в делах государства.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru