Вайнахская этика

Исаев Э.

Запрет на кровь снимается только на основании высказывания Всевышнего: «Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву» (Сура аль-Анъам, аят 151).

И ДРУГОЙ очень важный момент. Ислам четко определяет, как тратить свои личные средства. Чужое богатство, конечно, неприкосновенно, но и собственное имущество нельзя расточать бездумно. Ислам - религия справедливости и умеренности. Мусульманин должен быть справедлив и умерен в любом деле. Исходя из этого, запретил Аллах верующим расточительство и бездумную трату так же, как отвергает Он скряжничество, скупость и чрезмерную экономию. Сказано в Коране: «О сыны Адама! Берите свои украшения у каждой мечети, ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих!» (Сура аль-Иъраф, аят 31). И еще сказано: «И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику, и не расточай безрассудно, - ведь расточили - братья сатаны…» (Сура аль-Исраъ, аяты 26-27).

Расточительство добра - такой же хьарам, как вино, наркотики, золотая и серебряная посуда, причем имеется ввиду расточительство и в большом, и в малом. «И не делай твою руку привязанной у шеи и не расширяй ее всем расширением, чтобы не остаться тебе порицаемым, жалким» (Сура аль-Исраъ, аят 30). «Будьте, – говорится в Коране, – такими, которые, тратя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны» (Сура аль-Фуркъан, аят 67).

Обычно спрашивают, что мусульманам разрешено и что запрещено в их отношениях с немусульманами. И ответ здесь предельно прост. Всевышний сказал: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благоденствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те – нечестивые» (Сура аль-МумтахIина, аяты 8-9).

У ислама, как у новейшей и единственной мировой религии, которая «возникла при полном дневном свете» (см. выше: Алоис Шпрингер, «Жизнь и учение Мухаммеда»), особый взгляд на обладателей писания. К людям писания, евреям и христианам, независимо от того, живут они среди мусульман или нет, у ислама отношение особое. Коран обращается к ним не иначе, как: «О люди писания» и «О те, которым ниспослано писание», указывая тем самым, что они по происхождению - люди небесной религии, что между ними и мусульманами - родство и близость, которые выражаются в основах одной религии, с которой послал Аллах всех Своих пророков: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал НухIу, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрагиму, и Мусе, и Исе: «Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!» (Сура аш-Шура, аят 13).

Мусульмане требуют верить во все Книги Божьи, всем пророкам, и чтобы не осуществлялась вера их иначе, как в словах: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрагиму, Исмаилу, Исх1акъу, Йакъубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их, мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся» (Сурааль-Бакъара, аят 136).

Тему можно было бы продолжить, но, независимо от этого, бесспорно следующее: установки исламской этики дают нам четкие ответы на все вопросы, связанные с проблемой дозволенного и запретного в исламе. Знание исламской этики позволит человечеству прозреть, встать на праведный путь. А знание это дают нам Коран и Сунна - совокупность хадисов о высказываниях и действиях Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Коран открыл путь новому этапу в совершенствовании человеческой мысли, создал человека нового типа. Отличительной чертой Корана является то, что его положения направлены к благоденствию человека.

Заканчивая раздел главы книги, обратимся к словам из Корана: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному Царю в День суда!

Тебе только мы поклоняемся и Тебя только просим помочь!

Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, - не тех, которые находятся под гневом, не заблудших» (Сура 1, «Открывающая книгу»).

В этом разделе мы использовали выдержки из книги Юсефа Аль-Кардави «Халал и харам в исламе», изданной в Махачкале в 1992 г., с.75-77.

5. Об отношении ислама к женщине

Исламская религия очень высоко ценит уважение к женщине. Мы приведем лишь отдельные высказывания на эту тему, выражающие этические нормы взаимоповедения мужчины и женщины.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, объявил, что запрещено женщине одеваться подобно мужчине, так же как и мужчине нельзя быть схожим в одеяниях своих с женщиной (По свидетельствам Ахмада, Абу Дауда, ан-Нисаи, ибн-Маджи, ибн-Хаббана). «И проклял он схожих из мужчин и женщин и уподобившихся из числа женщин и мужчин» (Приводится у аль-Бухари и др.).

Запрет распространяется на уравнение мужчины к женщине и женщины к мужчине в речах, движениях, походке, одежде и прочем. Зло от этого в том, что подобное явление поражает саму жизнь, общество, ибо это – отклонение от естества. Природа создала как мужчину, так и женщину с присущими каждому из них особенностями, а нарушение их по исламу, как и в нормативной этики вайнахов, есть хьарам (запрет) для мусульманина.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru