Вайнахская этика

Исаев Э.

В процессе этического воспитания как в школе, так и в семейном кругу следует всегда учитывать возрастные особенности детей. Силы и возможности учащихся в возрасте от 7 до 18 лет, по данным социологов, весьма различны. Чтобы правильно воспитывать детей-школьников, нужно хорошо знать их возможности, обусловленные возрастом.

Отвлеченные моральные понятия обычно плохо усваиваются детьми. Поэтому целесообразно, особенно в младших классах, в процессе этического воспитания широко использовать конкретные примеры непосредственно из окружающей жизни или из литературных произведений. Понятные и доступные, они обычно воздействуют не только на сознание детей, но и на их эмоции, и поэтому учащиеся легче и более прочно усваивают моральные нормы и правила поведения.

Дети должны всегда хорошо понимать те требования, которые к ним предъявляются. Если эти требования будут носить абстрактный характер, если воспитатель без конца говорит ребенку: «Будь честным и правдивым, будь смелым и храбрым» - и не покажет на конкретных примерах, как же стать ему честным и правдивым, смелым и храбрым, то такая воспитательная работа не даст нужных результатов.

Каждому ребенку, наряду со всеобщими возрастными особенностями, присущи и индивидуальные. Методы этического воспитания в семье и школе, которые полезны и применимы к одним учащимся, могут оказаться совершенно безрезультативными в применении к другим. Поэтому, во избежание ошибок, надо постоянно учитывать индивидуальные различия детей. На основе индивидуального подхода к личности можно понять ее чувства, выявить склонности и таланты, ее сильные и слабые стороны и уже исходя из этого предъявить посильные требования в отношении этического воспитания.

Внимательное и чуткое отношение к детям не исключает высокой требовательности к ним, сурового порицания и даже определенного наказания в случае надобности.

Известный педагог А.С. Макаренко в своей «Книге для родителей» требовал заботливого, внимательного и разумного воспитания детей в семье. Наши дети, говорил он, цветут на живом столе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоневый сад… Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки… Лучшего совета и придумать трудно. Используем и в этот раз в нашей беседе стихи местных авторов. В творчестве Николая Краснова много стихов, посвященных вайнахской этике. Вот пример:

От стариков я слышал

мудрость эту:
Когда начнешь

свою дорогу в жизнь,
Встань утром, человек,

лицом к рассвету
И сделай первый шаг

вперед и ввысь.
Чем выше в гору,

тем тропинка уже,
Но шире даль

и ближе к небесам,
И только тот,

кто эту высь одюжит,
Добрей и просветвленней

станет сам.
Услышит клекот

гордой птицы рядом,
Вдохнет орлиный ветер

под крылом,
Окинет даль

незамутненным взглядом -
И сам себя

почувствует орлом.
Другим подняться

на ступеньку выше
Поможет он,

не посчитав за труд.
В ауле горном

я такое слышал
От стариков.

А старики не врут.

4. Семейный кодекс

«Пусть золото и богатство вас не манят, побольше любите ущелья гор, любите свободу, как мать родную, боритесь за нее, защищайте ее, без нее для вас, горнее, нет жизни!».

(Имам Шамиль).

Семья встречает ребенка на самом пороге жизни, через нее он впервые приобщается к социальным ценностям, поэтому сформированные семьей психологические установки во многом предопределяют характер реагирования человека на все последующие воспитательные акции, критерии его выбора и предпочтения. Не случайно «родительские интонации» звучат в образе мыслей, поступках, манерах людей не только в юности, но и в зрелые годы. Вот почему одна из самых ответственных задач этического воспитания в семье - обеспечение максимальной безболезненности перехода ребенка от детства к юности. В этот переходный этап становления личности особенно расширяется как позитивное, так и негативное воздействие на нее. Вопрос о наименее болезненном преодолении трудностей подросткового периода решается в основном не тогда, когда этот период уже наступил, а на предшествующем этапе развития ребенка – как в семье, так и в дошкольных учреждениях, в начальных классах школы.

Надо помнить, что переход от детства к юности осуществляется без особых трудностей тогда, когда предшествующее этическое воспитание дало своеобразную инерцию движения в нужном направлении и создало атмосферу доверия между подростком и взрослыми членами семьи. В ином случае трудности неизбежны, тем более что невоспитанность влечет за собой, как правило, ориентацию на ложные авторитеты при решении новых для подростка жизненных вопросов.

По мере решения проблем, от которых зависит воспитательный потенциал семьи, эффективность влияния на формирующуюся личность будет все в большей степени определяться уровнем педагогической культуры родителей. Создавая семейный кодекс этического воспитания, надо учитывать, что недостаточность педагогической культуры нередко порождает «парадоксы этического воспитания», когда, имея самые благие намерения, родители в своих усилиях приходят к прямо противоположным результатам, ибо нарушают законы педагогического воздействия на ребенка (такие, например, как единство назидания и личного поведения, обоснованность предъявляемых к ребенку требований, соответствие поощрения и наказания, моральная их необходимость и т.д.).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru