(Газета «Ичкерия», 5 апреля, 1994 г.).
Чтобы мудростью предков наполнились наши дома, мы обязаны все лучшее в нас передать детям, помня, что ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки облегчают жизнь, дурные - усложняют ее.
У вайнахов в прошлом бытовала поговорка: «За заботу о себе дети платят заботой о стариках - родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей». Воспитать доброго, отзывчивого сына или дочь - трудная, но благородная задача отца и матери, их святой долг. В природе нет плохих детей, но есть плохие воспитатели. У Алвади Шайхиева, которого мы часто цитируем, есть такие замечательные строки (Сборник «Заповедь», Москва, 1990):
Очень долго детство длится!
Стать бы взрослым поскорей:
Племя взрослых не боится
Ни отцов, ни матерей…
Вырос. Вот уж долг отца
Выполняю. Делом занят.
Сам себе — старшой, хозяин.
Но опять — не до конца.
Я толкую вот о чем:
Совершить случится промах -
Что там суд друзей, знакомых!
Не узнали б мать с отцом.
* * *
Начал день — так доживи
До звезды по крайней мере.
Не достоин тот любви,
Кто в себя и в жизнь не верит,
Славит месяц — белым днем
Солнышка не замечает…
Не скорбите о таком.
Не достоин он печали.
Не заслуживает тот
Уважения мужского,
Кто обманет, подведет,
С легкостью нарушит слово.
Слова лучше не давай,
Коль под ним основа шатка.
Сборы в путь не затевай,
Если в мужестве — нехватка.
Покидаю дом родной,
Над горами — туч папахи.
Где бы ни был я, со мной
Ваша заповедь, вайнахи.
Как уместны сегодня эти слова: «Не заслуживает тот уважения мужского, кто обманет, подведет, с легкостью нарушит слово».
Проблемам воспитания детей немало стихотворений посвятил и поэт Ямлихан Хасбулатов в своей книге «Высокое имя» (Москва, 1986). В одном из них, обращаясь к сегодняшнему поколению, он пишет:
Живущих представить
нельзя без ушедших,
Как реки представить
нельзя без мостов.
Что значили б новые
наши дороги,
Не став продолжением
прежних дорог!..
Не скажешь лучше:
Тот, кто шел по дороге
свободы и правды.
Будет слышен во все
времена и везде.
И еще его же строки:
Душа не может быть бездомной:
Ты память предков сохрани,
Чтоб мост над пропастью бездонной
Уметь построить, как они.
Чтоб так же выложить дорогу,
Чтоб в очаге огонь не гас,
Чтоб успевал ты на подмогу
В беду попавшим всякий раз…
Человек – творец своей судьбы, созидатель, верный дружбе, не боящийся трудностей, верящий в свое высокое назначение, - таков этический герой сборника чеченского поэта Мумади Шамсаева под названием «Благодарность» (Грозный, 1977). В стихотворении «Пожелание» звучит его страстный призыв:
О люди!
Что б ни было —
Вьюга
Ревет
Иль грохочет гроза, -
Прошу вас:
Любите друг друга.
Открыто смотрите в глаза.
Ошибся кто если -
В два счета
Его не лишайте огня.
Но если он предал кого-то —
Презреньем убейте…
Ни дня
Без правды святой не живите, -
Готовые жизни отдать,
Вы правде детей научите,
Чтоб дети могли передать
Ее своим детям…
А славу
Вы тем только пойте
везде,
Кто вас одного не оставил
Ни в трудном пути,
ни в беде.
Пусть в ваши сердца
не стучатся
Тревоги,
Гася торжество…
О люди!
Желаю вам счастья,
Желаю вам трижды его!
Каждая строчка замечательной книги Мумади Шамсаева, безвременно ушедшего из жизни, пронизана сущностью этического воспитания подрастающего поколения.
Пусть поздно, но мы, живущие сегодня, поблагодарим его за добрые напутствия молодым и старым. Уверен, что его литературное наследие еще послужит нашему общему делу. Дала гечдойла цунна!
Говоря о сущности семейного воспитания, мы не могли не обратиться и к творчеству хорошо известного и за пределами нашей республики Шаида Рашидова. Как народный учитель, он хорошо изучил обсуждаемую нами проблему. Обращаясь к юным читателям, он пишет:
Пришедший в мир.
Для Родины живи, -
Чтоб именем твоим
Потом гордились…
Неплохо бы и нам прислушаться к этим словам, особенно когда речь заходит о воспитании детей в семье.
Сборник Ш. Рашидова «Земля отцов» (Грозный, 1979) полностью посвящен этическим нормам семейного воспитания детей. Здесь обозначены формы общения в семье, черты достоинства человека, нормы поведения и т.д. Во многих стихотворениях Шаид благодарит тех, кто его воспитал, кто был рядом с ним в трудные минуты, кто учил его этике вайнахов. В стихотворении «Спасибо, люди» он пишет:
Баркалла со везаш
кхииина чарна
Шелвелла, мацвелла
висарна кхоьруш
Баркалла халкъана
сан тIалам барна:
Пуллакхца, гIиллакхца
доггах со лоьруш…
Баркалла, доттагIий.
вон, дика соьид
Декъарна, кIеззиг а
юьстах ца довлуш,
Суна тIехоьттинарг
тайна тIеоьции,
Сан дахар хаздарна,
мара а къовлуш…
В стихотворении «Терпение» в форме поговорок и пословиц поэт призывает молодых людей придерживаться этических норм, особенно таких, как терпение, сдержанность и других, так необходимых для становлений личности, для ее признания обществом. Этим критериям посвящены его строки в виде пословиц: