Вайнахская этика

Исаев Э.

Такие уроки не проходят бесследно для человеческого сознания. И 80 лет - срок вполне достаточный для "повторения и закрепления" проповедуемых этических норм в последующих поколениях. А результаты мы видим сегодня во всех республиках бывшего СССР, в том числе и у нас. Многие устои этики милосердия потеряны у значительной части населения, особенно у молодежи.

Мы не столько злы, сколько не воспитаны. Но еще большая наша беда состоит в том, что в массе своей мы попросту не способны воспринимать нравственные категории. Для этого у нас нет ни соответствующего опыта, ни культуры общения. Нет, к сожалению, и методологии нравственного воспитания. Если человек и захочет пробудить в себе чувства добрые, он не знает, как это сделать, где этому можно научиться. Единственная надежда - на религию и школу, где теперь уже открыто и не боясь учат этике милосердия.

Мы должны помнить заветы предков о том, что нравственные понятия не укладываются в представления о сортности - добро первого сорта, добро второго сорта и т.д. Не очень доброе добро - это все же не зло. Так же и с совестью - она либо есть, либо ее нет.

Этика милосердия ... Обратимся к истории вайнахов. У нас к понятию милосердия относились очень осторожно. Этикет милосердия был основан на добропорядочности граждан и не ущемлял их достоинства - как принимающего помощь, так и дающего ее. Поэтому очень хотелось бы, чтобы возрождающаяся благотворительность уже с первых шагов была умной и милосердной.

Дополняет сказанное подполковник царской армии, служивший на Кавказе, И.Л. Клингер: "За милостыней никогда не ходят (речь идет о чеченцах. - Э.И.), просить не любят, и в этом состоит их моральное превосходство перед остальными горцами ...

Чеченец в отношении к своим никогда не приказывает, а говорит: "Мне бы нужно это; я хотел бы поесть; сделаю, пойду, узнаю, если бог даст ..." (Пленники Большой Чечни. Грозный, 1992г., с. 7).

Поверьте, бывает очень стыдно тому, кому сегодня оказывают благотворительную помощь. Тут радио, телевидение и печать на все лады восхваляют дающего. Но, может, лучше позаботиться о том, чтобы жизнь людей становилась и без этой помощи богаче и счастливей, а не зависела от разовых "подачек" от кого бы то ни было? Другими словами: помощь помощи - рознь. Благо, когда она во спасение, но худо, когда она - как откуп: на тебе, дескать, да отстань! В этом плане и пропагандистам, и информаторам, и учителям надо быть предельно осторожными и самим прежде всего исповедовать и соблюдать высокие нравственные требования этики милосердия.

Давайте вспомним имеющие вековую историю белхи, на которые не зазывают желающих и куда люди приходят сами, добровольно; с радостью и огромным желанием помочь нуждающемуся. Белхи - значит работа, проводимая сообща, всем миром. Работа, имеющая характер помощи, истинного милосердия и благотворительности, словом, то, что принято называть трудом на общее благо.

 С незапамятных времен жизни вайнахов сопутствует понятие "белхи". Оно включает в себя философию деятельного добра и светлую песню братского бескорыстия и дружбы. Эти качества проявлялись у нас несчетное количество раз. Вспомните оползни в горах Ножай-Юртовского района в 1991-1993 г.г. Тогда сотни и тысячи граждан нашей республики, братского Дагестана, Ингушетии пришли на помощь пострадавшим. А когда подобное случилось в Дагестане и Армении, среди тех, кто первыми откликнулся на это страшное бедствие, были наши сограждане.

Вспоминается характерный случай во время одного из посещений Херсонщины. На встрече с колхозниками в своем выступлении я упомянул и об этике милосердия, веками бытующей у нас, рассказал о том, как чеченцы и ингуши в тридцатые годы помогали украинцам, спасавшимся у нас от страшного голода, вызванного у них на родине сталинским геноцидом. Из зала поднялся пожилой мужчина и со слезами на глазах обнял меня, сказав: "Сынок, баркалла! Один из тех спасенных вашим народом - это я! Никогда не забуду лично я и народ Украины вашего народа за ту милосердную помощь и поддержку".

Не забудут и жители Гудермеса семью Волковых. Муж и жена, врачи местной больницы, в феврале 1944 года сопровождали больных-чеченцев до места переселения. И домой возвратились после их полного выздоровления. Это была акция не только милосердия, но и - героизма! Благодарные вайнахи в знак большого уважения и сохранения о них памяти поставили Волковым на территории больницы памятный обелиск!

Подобных примеров в нашем крае множество. Верится, что этика милосердия навсегда останется в памяти и действиях чеченцев и ингушей. И разве можно такое забыть, пока в горах стоят еще высокие, стройные башни, сложенные предками нынешних вайнахов! Стоят века. От их созерцания родился у современников образ - "духовные башни народа". И люди идут на белхи, чтобы осознать, что башни добра, бескорыстия - в их душах, что морально-нравственные устои народа не порушены.

Этика милосердия будет жить, пока жив народ! Речь идет о простых вещах: совести, порядочности, ответственности, товариществе, внимании к человеку, заботе о нем. То есть - мы должны возвращаться к позициям этики милосердия. Именно каждый из нас, какой бы социальный статус он ни занимал, в какой бы среде общественного производства ни работал, должен критически переосмыслить свой жизненный путь, деятельность окружающих людей и преодолеть не отвечающие требованиям этики милосердия стереотипы нравственного сознания и поведения.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru