Вайнахская этика

Исаев Э.

Теперь рассмотрим, какое место отводит ислам проблемам милосердия. В Коране о распределении национального богатства сказано достаточно ясно: "И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику" (Сура Исраъ, аят 26). "В богатстве вашем известная доля и право для просящего и лишенного". (Сура Мао-риж, аяты 24-25). Далее Всевышний говорит: "И в достоянии их есть доля просящего и лишенного" (Сура Зарият, аят 19).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах!) говорит: "Если кто-либо из вас оставит после себя в наследство тягости бремя, пусть придут ко мне, я обеспечу их". "Если останутся сироты или нетрудоспособное потомство, вне зависимости от вероисповедания, национальности и т.п., без средств существования после смерти кормильца, то исламское государство ответственно за них и обязано обеспечить им средний уровень жизни - "хад аль-кифаят" (газета "Кавказский дом", N 38, декабрь 1992 г.). Это требование и право исходит от Аллаха, и оно превыше всех прав на земле. Отрицание его или пренебрежением им является отрицанием предписаний религии.

В Коране сказано: "Видал ли ты того, кто ложью считает религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного" (Сура Маун, аяты 1 -3).

Хадис о Пророке (да благословит его Аллах!) гласит: "Верующим мусульманином не является тот, кто кушает досыта, зная, что его сосед голоден". Шариатская правовая норма предписывает каждому правоверному мусульманину, состояние которого оценивается выше "кадар аль-кифаят", вносить прожиточный минимум в "байт-аль-мал" или в мечети - "за-къат" (налог для бедных и немощных) в размере 2,5 процента своего ежегодного дохода.

Исламский идеал милосердия предполагает обеспечение нормального уровня жизни - уровня "кадар-аль-кифаят" - для всех членов общества. Только после этого может действовать принцип распределения богатства и доходов по труду и по вложенному капиталу.

Отметим, что этот принцип социальной справедливости в полном объеме осуществляется в Королевстве Саудовская Аравия, в Кувейте, Омане и Арабских Эмиратах.

Этот важный исламский идеал был сформирован в процессе развития исламского государства - Арабского халифата. На начальных этапах его развития халиф Омар излагал суть теории распределения богатства и доходов в исламе словами: "В халифате не должно быть ни одного человека, который не имел бы права на долю их "байт-аль-мала" (госказны). И далее: "Я внимательно слежу, чтобы нужда каждого была удовлетворена и чтобы люди взаимно поддерживали друг друга, а если мы окажемся не в состоянии сделать того, то обязаны обеспечить для каждого нуждающегося прожиточный минимум - "кадр-аль-кафафи".

Но в последние дни своего халифатства он стал свидетелем появления нового класса богачей, стремящихся проводить жизнь в роскоши. Тогда Омар сказал: "Если бы я начал халифство заново, я бы увеличил налог на богачей (забрал бы лишнее у богачей) и раздавал бы его бедным". (Газета "Кавказский дом", №38, 1992г.)

В Коране сказано: "И спрашивают они тебя: что им расходовать. Скажи - остаток, то есть все то, что остается после удовлетворения нужд человека". Пророк (да благословит его Аллах!) говорит: "Если верующий провел ночь голодным, то в обществе не должно быть богатых".

Абу Юсуп (730 г. н.э.) пишет в своей книге "Китаб-аль-харадж": "Халиф Омар встретил в Медине просящего милостыню старого еврея. Халиф спросил его: "Что довело его до нищенства?". Еврей ответил: "Старость, нужда, а еще - и налог". Омар приказал немедленно освободить его и ему подобных от налога и содержать их за счет государственной казны. Казначею он сказал: "Посмотрите на этого человека и обеспечьте его и всех подобных ему всем необходимым. Клянусь Аллахом, - сказал Омар, - не будет такого, чтобы мы пользовались их молодостью и здоровьем и оставляли их в старости нищенствовать". (Газета "Кавказский дом", № 38, 1992г.)

Таким образом, ислам еще 12 веков назад узаконил систему пенсий и пособий бедным и немощным. Те, кого постигло несчастье, старики и нетрудоспособные, в общем, все те, кто не в силах обеспечить себе нормальный уровень жизни, в исламском обществе переводятся на содержание госказны - "байт-аль-мал" (по-современному - гособеспечение).

История ислама учит, что проблема бедности не может быть решена благодеянием и милостью или другими полумерами, и призывает принимать радикальные меры для решения этой проблемы.

10.  Этика куначества

Друзья мои, в размолвках

Нету проку.

В любой обиде лучше промолчать...

(Ибрагим Торшхоев).

У вайнахов говорят: "Сколько ты отдашь, столько ты и получишь". Как и многие народы, чеченцы и ингуши веками хранят обычай куначества. Детям, а те в свою очередь - своим детям передавали этические нормы куначества. Передавались через устное народное творчество, в сказках и легендах. Этика куначества, этого исконного обычая, всегда восхваляла дружбу, добро, высокую нравственность, верность, честность и гостеприимство. У побратимов достоинство человека, его верность не определялись принадлежностью к какой-либо нации.

Вот как описывает газета "Правда" (8 августа 1988 г.) предание о куначеских отношениях чеченца и черкеса: "Однажды чеченец Мехка Астаби решил навестить старинного друга черкеса. Когда он приехал, обнаружилось, что того уже нет в живых. Вместо умершего друга гостя со всем радушием встретил его сын, который узнал друга своего отца. Обрадовавшись, он обнял его, поднял, занес в дом и одел в одежду своего отца. В его честь пир был продолжен три дня. Сын черкесского друга не отпускал Мехка Астаби, и тот пробыл у него три года".

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru