Вайнахская этика

Исаев Э.

Восстанавливая институт тайпизма, мы не всегда исходим из основ собственно тайпизма, выработавшего прекрасные и мудрые этические нормы. Одна из таких основ - это единство и незыблемость тайповых отношений для каждого сородича, всего тайпа. Разве мало случаев, когда отдельные члены тайпов ведут себя недостойно, а тайповое осуждение к ним не проявляется? Более того, идет межродовое состязание: чей тайп сильнее, как сделать так, чтобы в аппаратах управления было как можно больше "своих людей", т.е. "из нашего тайпа".

Почему-то мы забыли о чести тайпа. А было же время, когда позору своего рода вайнахи предпочитали смерть, строго следовали адатам и шариату.

Особо необходимо отметить роль и место предводителя - тхьамады тайпа. Он несет полную ответственность за поступки члена тайпа и моральную ответственность за свое неправильное решение по отношению к нему. В свою очередь, члены тайпа должны беспрекословно слушаться предводителя как блюстителя чести всего рода. Словом, тхьамада должен руководить правовой жизнью тайпа. Забывая все это, мы хотим сделать из тайпа знамя политики. Все тайпы стали политизированными.

Необходимо глубоко изучить историю и нормативные акты тайпизма, этические основы каждого тайпа.

Разве допустимо, когда идет борьба внутри одного и того же тайпа? Люди стали делиться не только по принципу поселения, но и на "плоскостных" и "горных" (лама-рой и нохчи) - наша, мол, тайповая земля и т.д. Это раздор в самом тайпе, это обособление и разрушение общности всего нашего народа.

Благомыслящие люди всегда старались искоренять зло в народе. Разве можно сегодня жить интересами только своего тайпа? Нет, мы должны, как никогда, объединиться.

В этой связи, думается, было бы правильно, если бы мы создали, по опыту наших предков, институт тукхумов всех тайпов. А общественным управлением союза тукхумов должен стать Совет старейшин. И его рекомендации должны помогать нам во всех областях жизни.

Как мы убедились, тайпы имеют право на существование. Требуется только правильно управлять ими, строго соблюдать этические нормы и правила каждого тайпа. И было бы неправильно отрицать роль тайпизма в установлении согласия между людьми, нравственному воспитанию молодежи.

Мы начинали этот раздел, использовав данные исследований историка Магомета Мамакаева, изложенные в его книге "Чеченский тайп в период его разложения" (Грозный, 1973 г.), а закончим выдержками из статьи большого знатока истории тайпов, обошедшего горные

ущелья и речные долины, по крупицам собирая то, что знали и помнили старики. Статья московского ученого -этнографа, опубликованная в "Российской газете" в Чечне", 20 октября, 1995 года, называется "Кавказский спутник"

Вот что пишет Ян Чеснов: "... В мировой истории чеченцам принадлежит особое место, потому что их общество осуществило то, чего не удавалось почти никому: на исходе средневековья, в XVI-XVII веках, они ликвидировали феодальную аристократию. Вслед за тем чеченская горская демократия проявила свою силу в период Кавказской войны ...".

Примечательная черта горской демократии - разработанные структуры советов - кхелов. Они начинались на семейном уровне - ц1ийнна кхел (семейный совет). Затем следовал верси-кхел - патрономический совет. Над советами родственников стоял совет тайпа, который являлся не кровнородственной, а субэтнической единицей.

Межтайповые отношения регулировал Совет страны - Мехк-кхел. Важной функцией Мехк-кхела была оборона страны.

Гуманистическая деятельность ранних Мехк-кхелов раскрывала гуманистические потенции вайнахской цивилизации, связанной по происхождению с ближневосточными центрами.

Все функции, которые осуществлял Мехк-кхел, хотя и проводились в одеждах обычая, по сути имели государственное содержание. В этом и есть суть горской демократии - она как государственно-демократическое образование противостояла авторитарным феодальным государствам соседних народов.

Нам кажется, что элементы горской демократии сохранились у чеченцев и в наши дни на этнопсихологическом уровне. Мы надеемся, что древние представления о чести, добре, терпимости сохранились в генетической памяти чеченского народа. Это залог процветания.

3.      Кодекс чести

Возможно ль жить

Среди людей

С глухой,

Застегнутой душой,

Чужую боль не знать

Своей,

Не брать на плечи

Груз чужой?

(Алвади Шайхиев).

Этика вайнахов в качестве юридической нормы установила обязательные кодексы чести. Их множество. Приведем лишь некоторые из них. (Более подробно о них можно прочесть в упомянутой книге безвременно ушедшего из жизни М. Мамакаева).

Кодексы чести нормативной этики у вайнахов требуют единства и незыблемости тайповых отношений для каждого сородича, тайпа (кровнородственные связи у чеченцев и ингушей развиты сильно и тянутся до седьмого-восьмого поколения). Обязательно присутствует принцип тайпового гостеприимство. Чтобы сохранить честь и славу тайпа, хозяин должен был жертвовать всем для гостя. Эти традиции сохранились и ныне.

Алвади Шайхиев как бы возвращает нас в историю:

Ты не бойся

В знойный полдень,

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru