Прекрасный знаток вайнахской этики, Алвади Шайхиев во многих своих произведениях сумел глубоко отразить заповедь родителей к детям, показывая уважительное их отношение к отцу и матери. Одно из его стихотворений так называется - "Родители":
Очень долго детство
длится!
Стать бы взрослым
поскорей:
Племя взрослых не боится
Ни отцов, ни матерей...
Вырос. Вот уж долг отца
Выполняю. Делом занят.
Сам себе — старшой,
хозяин.
Но опять — не до конца.
Я толкую вот о чем:
Совершить случится
промах -
Что там суд друзей,
знакомых!
Не узнали б мать с отцом.
Другой поэт продолжает тему этики. Уверен, не потеряли своей актуальности слова Мумади Шамсаева, сказавшего:
Ты мать забыл –
Нет ничего печальней.
Ты всех забыл ...
Ты для чего живешь?
(М. Шамсаев. Благодарность. Грозный, 1977, с. 23).
Уважение к матери и отцу - это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: "Дай-наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1 азапех а воккхур вац олу" ("Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят"). Отсюда родились и такие пословицы: "Хороший сын - сердце отца, плохой сын - горе отца", "Чем плохой сын - лучше хороший зять" и т.д.
В семьях вайнахов нормативная этика отношений к детям была определенной и строгой. В песне "Падение Дади-юрта" (Гудермесский район) мать одного из защитников аула, обращаясь к своему сыну, заклинает его самым святым заклинанием - "вскормившей белой грудью":
Черный день наступил,
родной мой сын:
Тройным кольцом окружен
этот Дади-юрт,
Ты не разлеживайся,
родной мой сын, -
Тяжко это утро
для ревностных
молодцов.
Девять месяцев года
в утробе носив,
В этот прекрасный мир
я тебя родила.
Как сытый сокол,
от сна голову клоня,
За перекладину люльки
локоть бросая,
Я тебя кормила белой грудью
сытой пищей,
Как свиная кровь,
запретной долей пусть
она будет для тебя.
Если в этот день, когда
село штурмуют,
Ты трусливым будешь!
(Чеченский фольклор. Грозный, 1959, с.187).
Верность матери, умение выполнить ее обещание перед народом хорошо отражены и в песне "Князь Мусост и Сурхо, сын Ади". Мать Сурхо во имя зашиты родного села и его жителей готова отдать единственного сына. Она верит своему сыну и отдает сельским старшинам Ади Сурхо в заложники:
— Да умру я за тебя,
мой маленький Сурхо!
Ты не разлеживайся,
маленький мой Сурхо,
Не такое утро для тебя
настало, чтоб ты мог
разлеживаться.
-Что случилось, что
произошло, чтоб я не мог
разлеживаться?
Ты скажи мне, моя
родная мать.
— Тебя просили у меня
те сельские старшины.
Я же отдала тебя тем
сельским старшинам.
Если сладкую душу
из груди они потребуют,
Ты, вытащив, отдай им
сладкую душу из тела.
(Там же, с. 187).
У вайнахов сохранилась до сего дня этика взаимообращений супругов в присутствии старших. При посторонних муж и жена не называют друг друга по имени, а в разговоре с другими людьми говорят: ц1ен нана (мать семьи, хозяйка), берий нана (мать детей), а жена говорит: берий да (отец детей).
Любой тайп вайнахов устанавливал свои этические устои в деле обращения к старшим. Особое место отводилось женщинам и подросткам. Так, если женщина встречала на своем пути старика, то обязательно, не доходя до него, оставляла грудного ребенка у обочины дороги, а сама проходила мимо. Это - знак уважения к нему. Старик, подойдя к ребенку, обязательно развернет одежонку и посмотрит. Если девочка - то даст деньги, если же мальчик, - то положит рядом кинжал. Мать и отец, когда подрастал сын, на свадьбу обязательно приглашали этого старика.
И поныне широко распространены этические нормы, когда молодые люди при встрече со старшими любого возраста проявляют этикет. Они обращаются к ним со словами: "Пусть будет день вам добрым!", "Чем могу быть вам полезным?" и т.д. Это не просто слова. За ними следуют благородные действия. Особенно эта норма соблюдается в сельской местности.
разве не прекрасный был обычай, когда при отце сыновья, а младшие дети - в присутствии старшего брата не садились? Или другое. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проходивший мимо должен был обязательно с ними поздороваться, хотя они ему и не знакомы. А вот еще. Когда сидят молодые люди, а проходят старшие, сидящие должны встать в знак уважения и стоять, пока те не пройдут. У горцев Кавказа, в том числе и у чеченцев и ингушей, была нормативная этика, когда всадник через свое или чужое село не имел права, сидя в седле, проезжать. Эти и подобные правила многие молодые люди и сегодня считают нормой поведения. А те кто их игнорирует - теряют человеческое достоинство, позорят родителей, подрывают тайповые устои. Сегодня не все молодые люди почтительно относятся даже к отцу и матери, позволяют себе оскорбить их, унизить, проявить бездушие, жестокость и другие негативные действия.
В недалеком прошлом любой старик или просто старший по возрасту мог сделать замечание молодым за не правильное поведение. В этих случаях обычно спрашивали: "Чей ты сын?", "Почему позоришь родителей?". И это имело положительное воздействие. А попробуйте задать подобные вопросы сегодня! Вас могут в лучшем случае и не послушать, а в худшем - оскорбят. Так стоит ли вступать в разговор, делать замечание? Стоит. Никто не имеет права проходить мимо случаев хамства, хулиганства, сквернословия и т.д. Каждый должен заботится о возрождении исконной вайнахской этики. Тогда успех будет обеспечен.