Вайнахская этика

Исаев Э.

Прекрасный знаток вайнахской этики, Алвади Шайхиев во многих своих произведениях сумел глубоко отразить заповедь родителей к детям, показывая уважительное их отношение к отцу и матери. Одно из его стихотворений так называется - "Родители":

Очень долго детство

длится!

Стать бы взрослым

поскорей:

Племя взрослых не боится

Ни отцов, ни матерей...

Вырос. Вот уж долг отца

Выполняю. Делом занят.

Сам себе — старшой,

хозяин.

Но опять — не до конца.

Я толкую вот о чем:

Совершить случится

промах -

Что там суд друзей,

знакомых!

Не узнали б мать с отцом.

Другой поэт продолжает тему этики. Уверен, не потеряли своей актуальности слова Мумади Шамсаева, сказавшего:

Ты мать забыл –

Нет ничего печальней.

Ты всех забыл ...

Ты для чего живешь?

(М. Шамсаев. Благодарность. Грозный, 1977, с. 23).

Уважение к матери и отцу - это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: "Дай-наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1 азапех а воккхур вац олу" ("Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят"). Отсюда родились и такие пословицы: "Хороший сын - сердце отца, плохой сын - горе отца", "Чем плохой сын - лучше хороший зять" и т.д.

В семьях вайнахов нормативная этика отношений к детям была определенной и строгой. В песне "Падение Дади-юрта" (Гудермесский район) мать одного из защитников аула, обращаясь к своему сыну, заклинает его самым святым заклинанием - "вскормившей белой грудью":

Черный день наступил,

родной мой сын:

Тройным кольцом окружен

этот Дади-юрт,

Ты не разлеживайся,

родной мой сын, -

Тяжко это утро

для ревностных

молодцов.

Девять месяцев года

в утробе носив,

В этот прекрасный мир

я тебя родила.

Как сытый сокол,

от сна голову клоня,

За перекладину люльки

локоть бросая,

Я тебя кормила белой грудью

сытой пищей,

Как свиная кровь,

запретной долей пусть

она будет для тебя.

Если в этот день, когда

село штурмуют,

Ты трусливым будешь!

(Чеченский фольклор. Грозный, 1959, с.187).

Верность матери, умение выполнить ее обещание перед народом хорошо отражены и в песне "Князь Мусост и Сурхо, сын Ади". Мать Сурхо во имя зашиты родного села и его жителей готова отдать единственного сына. Она верит своему сыну и отдает сельским старшинам Ади Сурхо в заложники:

— Да умру я за тебя,

мой маленький Сурхо!

Ты не разлеживайся,

маленький мой Сурхо,

Не такое утро для тебя

настало, чтоб ты мог

разлеживаться.

-Что случилось, что

произошло, чтоб я не мог

разлеживаться?

Ты скажи мне, моя

родная мать.

 — Тебя просили у меня

те сельские старшины.

Я же отдала тебя тем

сельским старшинам.

Если сладкую душу

из груди они потребуют,

Ты, вытащив, отдай им

сладкую душу из тела.

(Там же, с. 187).

У вайнахов сохранилась до сего дня этика взаимообращений супругов в присутствии старших. При посторонних муж и жена не называют друг друга по имени, а в разговоре с другими людьми говорят: ц1ен нана (мать семьи, хозяйка), берий нана (мать детей), а жена говорит: берий да (отец детей).

Любой тайп вайнахов устанавливал свои этические устои в деле обращения к старшим. Особое место отводилось женщинам и подросткам. Так, если женщина встречала на своем пути старика, то обязательно, не доходя до него, оставляла грудного ребенка у обочины дороги, а сама проходила мимо. Это - знак уважения к нему. Старик, подойдя к ребенку, обязательно развернет одежонку и посмотрит. Если девочка - то даст деньги, если же мальчик, - то положит рядом кинжал. Мать и отец, когда подрастал сын, на свадьбу обязательно приглашали этого старика.

И поныне широко распространены этические нормы, когда молодые люди при встрече со старшими любого возраста проявляют этикет. Они обращаются к ним со словами: "Пусть будет день вам добрым!", "Чем могу быть вам полезным?" и т.д. Это не просто слова. За ними следуют благородные действия. Особенно эта норма соблюдается в сельской местности.

разве не прекрасный был обычай, когда при отце сыновья, а младшие дети - в присутствии старшего брата не садились? Или другое. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проходивший мимо должен был обязательно с ними поздороваться, хотя они ему и не знакомы. А вот еще. Когда сидят молодые люди, а проходят старшие, сидящие должны встать в знак уважения и стоять, пока те не пройдут. У горцев Кавказа, в том числе и у чеченцев и ингушей, была нормативная этика, когда всадник через свое или чужое село не имел права, сидя в седле, проезжать. Эти и подобные правила многие молодые люди и сегодня считают нормой поведения. А те кто их игнорирует - теряют человеческое достоинство, позорят родителей, подрывают тайповые устои. Сегодня не все молодые люди почтительно относятся даже к отцу и матери, позволяют себе оскорбить их, унизить, проявить бездушие, жестокость и другие негативные действия.

В недалеком прошлом любой старик или просто старший по возрасту мог сделать замечание молодым за не правильное поведение. В этих случаях обычно спрашивали: "Чей ты сын?", "Почему позоришь родителей?". И это имело положительное воздействие. А попробуйте задать подобные вопросы сегодня! Вас могут в лучшем случае и не послушать, а в худшем - оскорбят. Так стоит ли вступать в разговор, делать замечание? Стоит. Никто не имеет права проходить мимо случаев хамства, хулиганства, сквернословия и т.д. Каждый должен заботится о возрождении исконной вайнахской этики. Тогда успех будет обеспечен.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru