По-моему в понятие свободы непременно входит и самоограничение, Иначе получается не свобода, а распущенность. А это вещи разные. Распущенным-то быть гораздо легче, нежели свободным. До чего мы дошли в собственном доме: разделились на горцев и "плоскостных", на "оппозицию" и "демократов" и т.д.
Прав известный наш поэт Умар Яричев, когда пишет:
Безумье разделило нас,
не разум!
В нас поселилось не добро,
а зло ...
Чеченцы, гордые сыны
Кавказа.
Так что же с вами вдруг
произошло ?
Куда девались корни
нашей веры,
Что нация сплоченностью
сильна ?!
И пусть не станет нам
Стеною Плача
Земля Отцов (как звезды говорят) ...
Гасите пламя смуты ...
А иначе
Нам этого потомки не простят!
Да, потомки действительно не простят. Но не простят и сегодняшние дети.
Терпимее надо быть бы нам друг к другу. Сейчас мы переполнены борьбой во всех сферах. Идет борьба за власть и борьба разных взглядов на историю, на сегодняшний день, и борьба каких-то экономических концепций, нравственных установок ... Во всем этом, согласитесь, нелегко бывает не только сориентироваться, но и сохранить человеческое лицо.
Конечно, среди вайнахов больше добрых и - мудрых, умеющих передать детям все лучшие качества чеченцев и ингушей.
Тогда откуда же сегодняшняя наша озлобленность и раздражение по отношению друг к другу?
В некоторой степени это можно объяснить нашей социальной незащищенностью. Но все только этим не объяснишь. И потом, в одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному.
Замечу, что раздраженность эту вызывают, по-моему, не только одни материальные трудности. Разве не действуют тут, например, телевидение, газеты, которые без конца муссируют наши трудности, неспособность властей навести порядок?
Мы должны помнить, что ответственность за царящее в нашем доме зло несут все, пусть и не в равной мере. Кто говорит: "А причем я, что я могу сделать?" - тот лжет себе или оправдывает себя. Многообразны способы ухода от ответственности: зачем, мол, разоблачать одного жулика, когда вокруг воруют все, кто может? Что от этого изменится?
Мы ждем изменения ситуации от кого-то (или чего-то) другого, но не от собственных действий. Так жить легче?
Как бы ни были остры и значимы проблемы, стоящие перед республикой, их можно рассматривать с одной позиции, которую можно определить вопросом: в чем смысл нашего существования? Только тогда и возможно их разрешение. Иначе снова непременно упремся в тупик. Поэтому, как ни в чем другом, мы сегодня нуждаемся в нравственном согласии. Суть дела, стало быть, в общей духовной ориентации добра и зла. Нужно следовать не тому, чего мы хотим (желания наши часто бывают неразумными), а тому, что нам надо делать и желать.
Способность различать добро и зло является родовым отличительным признаком у вайнахов. И об этом нельзя забывать при всех условиях нашей сложной и трудной жизни.
У вайнахов есть прекрасные пословицы: "В семье, где нет единодушия, добра не будет", "Необдуманно сделанное - горем завершается", "Не посмотревши вперед, не делай шагу; не оглянувшись назад, не вымолви слова".
И как не согласиться с Магометом Сулаевым, когда он пишет:
В море жизни
Гребу я тяжелым веслом,
Чтобы ты, мой сынок,
С этим миром знакомясь,
Всюду сеял добро
И боролся со злом.
Из всех понятий нравственности любой эпохи и любого общества такие понятия или категории, как "добро" и "зло", являются основными, решающими. Религия, исходя из концепции равенства всех людей перед Богом, объявляет понятия добра и зла общечеловеческими, неизменными, вечными.
"И может быть, - сказано в Коране, - вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, - поистине, Аллах знает, а вы не знаете" (Сура 2, аят 213). "Скажи: "Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал скрытое, я умножил бы себе всякое добро, и меня не коснулось бы зло ..." (Сура 7, аят 188).
Таким образом, добро, по исламу, - беспредельная преданность Аллаху, а зло - все то, что противоречит этому. В Коране так и сказано: "Кто предал свой лик Аллаху, причем творит добро, то ему - его награда у его Господа, и нет страха над ними и не будут они печальны" (Сура 2, аят 106). В другом месте: "Поистине, те, которые веровали и творили добрые дела и смирились пред своим Господом, они - обитатели рая, в нем они пребывают вечно" (Сура 11, аят 25).
Подведем итоги.
В понятии добра, как мы убедились, выражаются наиболее общие интересы, чаяния, надежды людей - их стремление к человечности. Но моральное добро всегда деятельно, конкретно, связано с непосредственным практическим делом. Индивиду, который хочет быть добрым, как правило, не надо делать что-то особенное, ему надо просто от души, с чистым сердцем делать то, что он делает.
Категория зла является обобщенным выражением представления о безнравственном, обо всем том, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено. Зло имеет место там, где к человеку относятся не как к человеку, а как к вещи с целью извлечь из него выгоду, использовать в корыстных целях, где возникающие между индивидуумами отношения являются отношениями недоверия, вражды.