Вайнахская этика

Исаев Э.

Вот пример из жизни. Автор этих строк вместе с уважаемым человеком уступили дорогу идущей автомашине на повороте. Сидящие в ней молодые люди преградив нам дорогу, остановились на перекрестке. Один из нас сделал этим парням замечание о нарушении ими правил дорожного движения. В ответ - бурная реакция: как вы ас поучаете?! Но когда мой спутник: "Что вы позорите своих уважаемых родителей? Ведь вы выходцы из прекрасного тайпа!", И сделал еще несколько замечаний в этом роде, ребята тут же извинились и отъехали.

Мы должны помнить, что взаимодействие поколений, при котором происходит обогащение молодых социальным опытом, имеет место везде, где есть их представители. Передача этого опыта осуществляется на производстве, во время учебы и особенно в семье.

К сожалению, мы не всегда правильно оцениваем свои поступки, очень плохо знаем своих предков и их этику поведения, не стремимся ее наследовать и соблюдать. Отсюда и многие нарушения нравственных норм поведения.

Мы затронули здесь лишь основные проблемы этических принципов отношений к старшим. Живя в семье, находясь в общественных местах, вы каждый день соприкасаетесь с этими проблемами. И высшей честью для нас должно быть глубокое и доброе уважение к старшим. Не надо забывать, что каждый в свое время станет и пожилым, и стариком , и престарелым.

На память приходят замечательные строки Ямлихана Хасбулатова из его горской песни:

Душа может быть бездомной:

Ты память предков сохрани,

Чтоб мост над пропастью бездонной

Уметь построить, как они,

Чтоб так же выложить дорогу,

Чтоб в очаге огонь не гас,

Чтоб успевал ты на подмогу

В беду попавшим всякий раз ...

(Высокое имя, Москва, 1986, с. 62). И прав был известный ингушский поэт Джемалдин Яндиев, когда писал:

Поднимитесь, старцы,

На мгновенье

Позабыв обычай горский свой, -

Новое приходит поколение,

Новой освещенное зарей,

Жизнь украсит добрыми делами,

Ваши продолжая в ней дела.

Гордыми взрастили вы их сами,

Крылья же им Родина дала.

Видите их гордое сознание

Нужности своей в родных краях,

Солнечное видите сияние

В ясных и влюбленных в мир глазах?

Знайте, что трудностей немало

Встретить на пути они должны,

И на ваших ведь плечах лежала

Честь, и слава, и судьба страны...

(Весенний зов, Москва, 1986, с.56).

Его же:

Есть четыре начальных слова,

и каждый народ

Их вручает юноше

навечно беречь и любить:

Слово ЖИЗНЬ,

потому что и он,

будет время,

умрет,

Слово   СМЕРТЬ,

потому что обязан он

правильно жить,

Слово  РОДИНА-

его продавать на базаре нельзя!

ИМЯ, данное матерью,

пусть беспорочно несет...

Вот наследство,

которое всем нам дается, друзья,

И отчета от нас

вправе требовать будет народ.

(Там же, с. 42).

В поэме "В горах Чечни" (Грозный, 1977, с. 3) Арби Мамакаев тонко подметил:

Что знаем мы о старине,

О том, как жили наши деды?

Какие мудрые заветы

Они оставили Чечне!

Их научила мать-природа

Быть тверже неприступных гор.

Всего милее им свобода.

Всего страшнее им позор ...

И пусть каждая мать может сказать словами Магомета Сулаева:

Сыночек мой, гордилась я тобой,

Хоть малой искрой ты казался

людям,

А для меня ты был Казбек горой,

И солнышком моим, и светлым чудом ...

5. О добре и зле.

Того, кто сеял зло,

Оно не обошло.

(Чеченская пословица).

Ежедневно, применяя в обиходе слова "добро" и "зло", мы не всегда четко представляем себе их суть, содержание.

Что же означает слово "добро"?

Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом. В понятии "добро" люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. Обратимся к нравственной заповеди А.С. Пушкина - его стихотворению "Памятник", которое знакомо каждому из нас. Поэт видит свои гражданские заслуги: "И чувства добрые я лирой пробуждал", "Восславил я свободу и милость к павшим призывал". На первое место Пушкин ставит чувства добрые. Отчего же так? Оттого, что гуманность, великодушие - наивысшая человеческая ценность.

Доброта в жизни нередко оказывается важнее интеллектуальности и других высоких атрибутов. С этой позиции мы и рассмотрим, как оценивали вайнахи добро и зло.

Еще в далекие времена чеченцы и ингуши, как и другие народы, с позиций идей добра оценивали да и сегодня многие оценивают все происходящее вокруг них, в том числе общественные явления и действия отдельных лиц. Следует отметить, что доброта всегда обретала форму более конкретных понятий - добродеяния, добродетели, справедливости и др. Этика признает "добро" как понятие морального сознания человека.

Известные далеко за пределами нашей республики шайхи и муллы - Ташу-хаджи, шайх Мансур, имам Шамиль, Юсуп-хаджи, шайх Али Митаев, Ибрагим-хаджи и многие другие внесли в свое время неоценимый вклад в этическое воспитание народа. К сожалению, их нравственно-этические учения большинству современных читателей неизвестны.

Первую попытку просвещения в этой области сделал молодой ученый-философ Вахит Акаев в своей статье "Религиозно-нравственные воззрения шайха Кунта-хаджи Кишиева" (Сб. "Из истории ислама в Чечено-Ингушетии", Грозный, 1992).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru