Вот пример из жизни. Автор этих строк вместе с уважаемым человеком уступили дорогу идущей автомашине на повороте. Сидящие в ней молодые люди преградив нам дорогу, остановились на перекрестке. Один из нас сделал этим парням замечание о нарушении ими правил дорожного движения. В ответ - бурная реакция: как вы ас поучаете?! Но когда мой спутник: "Что вы позорите своих уважаемых родителей? Ведь вы выходцы из прекрасного тайпа!", И сделал еще несколько замечаний в этом роде, ребята тут же извинились и отъехали.
Мы должны помнить, что взаимодействие поколений, при котором происходит обогащение молодых социальным опытом, имеет место везде, где есть их представители. Передача этого опыта осуществляется на производстве, во время учебы и особенно в семье.
К сожалению, мы не всегда правильно оцениваем свои поступки, очень плохо знаем своих предков и их этику поведения, не стремимся ее наследовать и соблюдать. Отсюда и многие нарушения нравственных норм поведения.
Мы затронули здесь лишь основные проблемы этических принципов отношений к старшим. Живя в семье, находясь в общественных местах, вы каждый день соприкасаетесь с этими проблемами. И высшей честью для нас должно быть глубокое и доброе уважение к старшим. Не надо забывать, что каждый в свое время станет и пожилым, и стариком , и престарелым.
На память приходят замечательные строки Ямлихана Хасбулатова из его горской песни:
Душа может быть бездомной:
Ты память предков сохрани,
Чтоб мост над пропастью бездонной
Уметь построить, как они,
Чтоб так же выложить дорогу,
Чтоб в очаге огонь не гас,
Чтоб успевал ты на подмогу
В беду попавшим всякий раз ...
(Высокое имя, Москва, 1986, с. 62). И прав был известный ингушский поэт Джемалдин Яндиев, когда писал:
Поднимитесь, старцы,
На мгновенье
Позабыв обычай горский свой, -
Новое приходит поколение,
Новой освещенное зарей,
Жизнь украсит добрыми делами,
Ваши продолжая в ней дела.
Гордыми взрастили вы их сами,
Крылья же им Родина дала.
Видите их гордое сознание
Нужности своей в родных краях,
Солнечное видите сияние
В ясных и влюбленных в мир глазах?
Знайте, что трудностей немало
Встретить на пути они должны,
И на ваших ведь плечах лежала
Честь, и слава, и судьба страны...
(Весенний зов, Москва, 1986, с.56).
Его же:
Есть четыре начальных слова,
и каждый народ
Их вручает юноше
навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ,
потому что и он,
будет время,
умрет,
Слово СМЕРТЬ,
потому что обязан он
правильно жить,
Слово РОДИНА-
его продавать на базаре нельзя!
ИМЯ, данное матерью,
пусть беспорочно несет...
Вот наследство,
которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас
вправе требовать будет народ.
(Там же, с. 42).
В поэме "В горах Чечни" (Грозный, 1977, с. 3) Арби Мамакаев тонко подметил:
Что знаем мы о старине,
О том, как жили наши деды?
Какие мудрые заветы
Они оставили Чечне!
Их научила мать-природа
Быть тверже неприступных гор.
Всего милее им свобода.
Всего страшнее им позор ...
И пусть каждая мать может сказать словами Магомета Сулаева:
Сыночек мой, гордилась я тобой,
Хоть малой искрой ты казался
людям,
А для меня ты был Казбек горой,
И солнышком моим, и светлым чудом ...
5. О добре и зле.
Того, кто сеял зло,
Оно не обошло.
(Чеченская пословица).
Ежедневно, применяя в обиходе слова "добро" и "зло", мы не всегда четко представляем себе их суть, содержание.
Что же означает слово "добро"?
Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом. В понятии "добро" люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. Обратимся к нравственной заповеди А.С. Пушкина - его стихотворению "Памятник", которое знакомо каждому из нас. Поэт видит свои гражданские заслуги: "И чувства добрые я лирой пробуждал", "Восславил я свободу и милость к павшим призывал". На первое место Пушкин ставит чувства добрые. Отчего же так? Оттого, что гуманность, великодушие - наивысшая человеческая ценность.
Доброта в жизни нередко оказывается важнее интеллектуальности и других высоких атрибутов. С этой позиции мы и рассмотрим, как оценивали вайнахи добро и зло.
Еще в далекие времена чеченцы и ингуши, как и другие народы, с позиций идей добра оценивали да и сегодня многие оценивают все происходящее вокруг них, в том числе общественные явления и действия отдельных лиц. Следует отметить, что доброта всегда обретала форму более конкретных понятий - добродеяния, добродетели, справедливости и др. Этика признает "добро" как понятие морального сознания человека.
Известные далеко за пределами нашей республики шайхи и муллы - Ташу-хаджи, шайх Мансур, имам Шамиль, Юсуп-хаджи, шайх Али Митаев, Ибрагим-хаджи и многие другие внесли в свое время неоценимый вклад в этическое воспитание народа. К сожалению, их нравственно-этические учения большинству современных читателей неизвестны.
Первую попытку просвещения в этой области сделал молодой ученый-философ Вахит Акаев в своей статье "Религиозно-нравственные воззрения шайха Кунта-хаджи Кишиева" (Сб. "Из истории ислама в Чечено-Ингушетии", Грозный, 1992).