Что тебя замучит жажда.
Есть в горах обычай -
Ставить у тропы ведро с водой.
Ты не бойся
В лютый холод
Обморозиться однажды –
Наш очаг гостеприимный
Разведет тебя с бедой...
Ты не бойся обессилеть –
Задушевной песней братской
Мы развеем грусть любую,
Если кто-то загрустит.
Только больше смерти
Бойся, В ясный день и в непогоду.
Изменить друзьям однажды,
Обнаружив подлый страх.
В кодексе чести было обязательное требование: в случае смерти члена тайпа - объявление траура всем родом, строгое воздержание от участия в увеселительных мероприятиях.
Нормативная этика также разработала строго регламентированную систему и таких процедур, как предъявление претензии противнику, заключение мира, решение спорных вопросов.
Среди элементов кодексов чести хочется особо остановиться на понятии "яхь" ("юьхь" - лик, лицо, приличие). Известный знаток и собиратель вайнахского фольклора Адам Долатов, заслуженный учитель России, давно изучает проблему этого понятия. Вот что, в частности, он пишет: "Яхь включается в моральный кодекс вайнахов - "вайнехан яхьан косташ" (заветы приличия и достоинства вайнахов)".
Каждое героическое сказание вайнахов - "илли", нравоучительное повествование, любая притча такого характера заканчивается традиционными словами:
Ва нанас ма войла
яхь йоцу ва к /ант,
винехь, и ма вехийла
дийнахь сарралца,
ва дийнахь ваьхна
ваьллвхь — суьйренга,
Ма волийла и сирлачу
ва 1уьйренга.
/уьйренга ва ваьлла
и ваха ва висахь —
Цуьнан валар ва хуьлда
каналгийн хьерахь,
Хьеран бол къуьйсучу
зударийн карахь".
("Пусть не рожает мать
сына без "яхь".
А если он родится
случайно, второпях -
пусть он не доживет
до исхода дня,
А если доживет он
до исхода дня -
Пусть он не дождется
утра живой.
Если он дождется утра
с труса душой -
Пусть смерть его постигнет
на мельнице
с котомкой пшеницы
в споре с женщинами")
Может сложиться впечатление, что главными критериями "яхь" являются мужество, смелость, храбрость. Конечно, эти качества обязательно вбирает в себя "яхь", но
они ни в коем случае не выражают всю его суть. Это подтверждается и вайнахскими поговорками: "Маъ1на доцу майралла-1овдалла" ("Храбрость без смысла - глупость"), "Вала - атта, ваха - хала" ("Умереть без смысла легко, но жить достойно труднее"), "Яхь йоьхкина вехачул, валар тоьлу" ("Чем жить, честь продав, лучше умереть") и другими.
Далее Адам Долатов пишет: "Чтобы дать исчерпывающую характеристику понятию "яхь", нам следует обратиться к своеобразному кодексу чести вайнахов - "яхьан косташ" ("заветы приличия и достоинства вайнахов"):
1. Познай самого себя и свою родословную, имей "яхь", будь достойным и приличным.
2. Бережно храни и передавай младшим традиции, обычаи и веру предков.
3. Ты сотворен Богом свободным и независимым от себе подобных. Будь свободным и того желай другим. Знай, нет большего греха ни на Земле, ни на небесах, чем посягать на жизнь и свободу другого человека. Тот, кто посягает на свободу и жизнь другого, сам теряет и то, и другое по воле Бога.
4. Все имеет начало и конец. Вечен только Всевышний. Ты смертен, но физической смерти не бойся, бойся жизни без "яхь" и веры, жизни без приличия и достоинства,
бойся смерти духа. Кто теряет "яхь", веру и дух, тот теряет свободу.
5. Ум твой - от Бога, знания - от тебя самого и от окружающих. С помощью ума и знаний будь наблюдательным и умей отличать добро от зла. Твори добро и борись со злом.
6. Духовное начало - твоя совесть и твой судия, а совесть - основа твоего поведения - глашатай, разглашающий, кто есть ты. В основе твоего поведения лежат три
вещи: "оьздангалла" (этика), "г1иллакх" (приличие), "ларам" (почитание). Только их единство красит поведение человека.
7. Почитай Землю как мать, ибо она лежит в основе творения Богом жизни. Охраняй природу, источники, реки и озера от загрязнений и вреда. Если наша первая мать - это земля, то вторая - это вода, а третья - это святая женщина, родившая тебя. Знай, что ее начало божественно.
8. Почитание и забота о родителях, защита и обеспечение старости, детей и женщин есть дело чести, веры - долга человека. Кто это забудет, будет наказан Богом через своих детей и жену. (Газ. "Голос Чечено-Ингушетии", 23 ноября, 1991 г.)
Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!
(Хадис приводится у ал-Тирмизи).
Будь на то наша воля, мы бы кодексы чести вайнахской этики издали большим тиражом, чтобы каждый житель Чеченской Республики Ичкерия выучил их, жил и действовал по ним!
Одна из составных частей "яхь" - дух положительной соревновательности, стремление равняться по всему лучшему и хорошему, что есть в обществе, в котором ты живешь. Стремиться быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою; оказаться первым там, где ждет помощи страдающий; последним, где идет раздача наград; быть более прозорливым, где требуется ум, смекалистым, находчивым; проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим, скромность и умеренность - к себе; стремиться к общественному признанию - вот далеко не полный перечень составных элементов "яхь".