Полнокровного отражения "нового и важного" ни в прессе, ни в литературе, ни в передачах радио и телевидения, к сожалению, пока очень мало. Девизом наиболее заметных публикаций и многих передач стало: критика, критика и еще раз критика. У читателя, слушателя и зрителя создается впечатление, что между пишущими согражданами идет некое соревнование. Как у прыгунов с шестом: кто выше? Отсюда скоропись, ломка сюжета и стиля, обилие дидактики.
Большой вред наносят вайнахскому литературному языку кавалерийские наскоки на острые темы. Дело тут не в пробелах образования. Засоренные вульгарщиной, лишенные этичности выражения, многие публикации и передачи несут сухую информативность, в них царит смесь холодного официального стиля и мертвого языка канцелярии.
Куда исчезла красочная речь героев произведений Абдуллы Хамидова, Арби Мамакаева, Сайда Чахкиева, Ид-риса Базоркина, Абузара Айдамирова, Джемалдина Яндиева, Шайхи Арсанукаева и других? Неужели вайнахский язык стал так беден и скучен? Неправда.
В лучших произведениях современной и прошлой вайнахской литературы герой все увереннее отстаивает свою точку зрения, нравственность, этику, мудрость. Многие персонажи произведений мыслят независимо, соблюдая этические нормы жизни, берут на себя немалую ответственность, способны на решительные поступки во имя своего народа, своего Отечества.
Серьезной удачей на этом пути представляются произведения Абузара Айдамирова "Долгие ночи", Магомета Сулаева "Иду на зов", Раисы Ахматовой "Доброта", Ахмада Сулейманова "Симфония гор", Салмана Озиева "Жизнь улыбается мне", Алвади Шайхиева "Заповедь", Сайда Чахкиева "У изголовья земли", Идриса Базоркина "Из тьмы веков" и многие другие. В них читателю раскрывают свою душу герои самые разные, принадлежащие к различным общественным слоям, и каждый имеет собственный взгляд на происходящее, свой этический подход, свою мудрость, уважает и придерживается вайнахских обычаев и традиций. И как не согласиться с Абузаром Айдамировым, когда он говорит, что истинно народные традиции, обычаи и этические нормы - прекрасные помощники в деле воспитания подрастающего поколения.
А. Солженицын в свое время писал: "... Был один народ, который совсем не поддавался психологии покорности ни в одиночку, ни ... всем народом. Это чеченцы ... Ни один чеченец никогда, нигде не пробовал угождать и потакать начальникам, а всегда был гордый перед ними и даже откровенно враждебный..."
Мудрость народа, нравственность, благоразумие, терпимость, единство, народолюбие, уважение к старшим, верность своей религии спасли чеченцев и ингушей в 13-летней ссылке, начавшейся 23 февраля 1944 года.
По долгу службы мне не раз приходилось встречаться с Махмуд-хаджи из Гудермеса. Сложная и трудная была его судьба. Он вместе с семьей был депортирован в Казахстан за четыре года до нашего выселения (по национальности он немец). С детства, живя среди вайнахов, он проникся уважением к нашему народу за его мудрость и дружелюбие. Но особенно полюбил религию ислама, религиозные обряды, ритуалы и обычаи. Не задумываясь, он принял исламскую веру, совершил хадж в Мекку. Его здесь уважают, его советам следуют молодые и старые. Он всегда призывают к согласию, справедливости, быть мудрым...
Когда у Абузара Айдамирова спросили, есть ли силы, способные вывести нас из кризисного состояния, он ответил: "Да, они есть. Но для этого нам необходимо оставить свои амбиции, прекратить междоусобицу, взаимные нападки и оскорбления, проявить мудрость и всем вместе искать пути выхода из тупика. И далее. Те чеченцы, которые совершают поступки, порочащие честь и достоинство нашего народа, где бы они ни проживали. Кто нарушает обычаи, традиции и этику нашего народа, - они вольно или невольно посягают на достоинство собственного народа ...
Мы сможем выстоять только тогда, когда достигнем национального согласия, объединим все наши интеллектуальные силы ... Надо опомниться всем, если мы хотим сохранить свой народ, национальную честь и достоинство ..." (газ. "Голос Чеченской Республики", 12 января 1993 г.).
О мудрости народа хорошо сказал аварский поэт Расул Гамзатов: "Кто любит свой народ, тот не должен без конца в каждом случае, молотя себя в грудь кулаками, от его имени выступать,- а обязан словом и делом служить ему".
Ислам требует от верующих строго следовать его предписаниям, проявлять в своих поступках и действиях мудрость и благоразумие.
Обратимся к священной Книге - Корану, в котором говорится: "Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы. И знайте, что Аллах силен в наказании... Тебе только мы поклоняемся и Тебя только просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, - не тех которые находятся под гневом, и не заблудших (Сура 1, "Открывающая книгу").
Закончим наше повествование об этике мудрости народа словами из Корана: "... Разве прошел над человеком срок времени, когда он не был вещью поминаемой" (Сура 76, аят 1), "Ведь для богобоязненных есть место спасения ..." (Сура 78, аят 31).