Прервав это молчание, опьянев от неожиданного обилия "кислорода", мы, вместо возрождения упущенного -во имя будущего народа, - частенько срываемся на крик, схлестнувшись на митинговых аренах. Не только районы, даже некоторые села объявляли свои "суверенитеты". И все это делалось от имени народа, хотя сам народ ничего и ведать не ведал о подобном. Удивительно ослепление отдельных лидеров! Не зная своего народа, его мудрости, берут иногда на себя смелость говорить от его имени.
За подобные деяния в прошлом таких "патриотов" вайнахи изгоняли из своих сел. Человек, который ослушался своих сограждан, подвергался остракизму всего общества: на дворе виновного насыпали бугор, который он, разумеется, сносил днем, но в следующую ночь делалось то же самое, и это до тех пор, пока он не смоет с себя позорное пятно за содеянное. Были и другие формы осуждения провинившегося. Вот бы возобновить в наше время эти прекрасные традиции!
Вайнахи еще во времена шайха Мансура и имама Шамиля смело шли на смерть, и честь, и достоинство народа не обменивали на личную выгоду и никогда не противопоставляли себя народу. Все спорные вопросы решали мудрые из мудрейших, то есть Юрт-кхел (Совет старейшин), или, как принято говорить, Мехк-кхел. Верховным Мехк-кхелом считался Нашхоевский. Люди этих советов не были учеными, а были простыми, честными людьми. Они есть в каждом селе и сегодня, воспитанные на лучших этических традициях своего народа, хозяева в собственном доме. Для них согласие народа, членов семьи остается критерием этической жизни и сегодня.
Большая ответственность лежит на историках и писателях республики. Они обязаны в своих произведениях широко освещать наше прошлое и настоящее, бороться за восстановление прекрасных народных традиций, обычаев вайнахов и, в первую очередь, - вайнахской нормативной этики. И в этой работе, как ни в какой другой, конечно же, необходимы терпение, знание, опыт, выдержка и; наконец, просто порядочность. Этого-то нам порой и не хватает. Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос об ответственности за свою позицию, за нравственность, за видение будущего своего народа. Очень важно научить людей, используя мудрость вайнахов, прежде всего искусству и культуре ведения полемики как по общественным, так и по этическим вопросам.
Слово ученого, литератора станет емким и веским, когда сочетаются страстность со сдержанностью, пафос с логикой, точностью приводимых фактов, с глубоким знанием предмета исследования. Так и поступают сегодня Абузар Айдамиров, Алвади Шайхиев, Хамзат Ибрагимов, Шайхи Арсанукаев, Магомед Мусаев, Апти Бисултанов, Хож-Ахмед Берсанов, Ахмед Боков, Сайд Чахкиев, Магомед Плиев и многие другие.
Народ упрекает нас заслуженно. Читатель, радиослушатель и телезритель жадно просматривает газетные полосы, слушает и смотрит передачи в поисках новых откровений, новой правды, ответов на вопросы: "Кто виноват?", "Что делать?", "Где найти нравственность?", "Почему забыта мудрость народа?", "Почему мы плохо знаем свою историю?" и т.д. Это, поверьте, очень серьезно.
Вопросы бесконечны... Их можно услышать в семье, на улице, в школах и ВУЗах. Их можно сгруппировать так: "Как добиться в родном доме согласия и мира?", "Как вернуть вайнахам чувство хозяина земли, своей судьбы?". На все эти и другие вопросы в народе, в конце концов, ответы найдутся.
Почему забыта этическая публицистика 20-х годов? Почему в этом жанре кое-кто продолжает ограничиваться легковесными разглагольствованиями, пустыми рассуждениями? А другие вообще молчат: мол, подождем, посмотрим, а там и напишем ... Легкая позиция!
А что делается на страницах наших газет? Получив право на слово, многие из них забыли об этике журналиста. Иногда задумываешься: где у журналиста личные амбиции и где - гражданская позиция? В так называемых общественно-политических газетах редко можно найти публикации об этике вайнахов, о мудрости народа, согласии между народами. Проанализируйте нашу периодику, и вы сами убедитесь в этом.
К чему могут привести попытки девальвации нравственных и социальных ценностей народа? Старый, как мир, постулат, на котором обжегся Древний Рим, гласит: без положительных идеалов никакое общество существовать не может.
Процесс возрождения вайнахских духовных ценностей - это длительный и трудный путь. И на этом пути совершенно не допустимы попытки противопоставлять тайпы и тукхумы. Такого рода хаосу все разумные люди республики просто обязаны противостоять. Иначе в нашем доме ежедневно будет неспокойно. О какой дележке по тапам может идти речь? Разве мы не одной веры люди, разве не один у нас Бог - Аллах? И, наконец, разве нас уж так много, чтобы делиться? О, сколько здесь можно было бы поставить вопросов! Но не в этом дело. Гласят же вайнахские пословицы: "И про самую красивую девушку сказали, что у нее шея длинная", "Плохое слово волчьей рысью бежит".
Художники слова, педагоги, ученые своим заразительным словом должны волновать людей, особенно подрастающее поколение, заставлять искать пути выхода из безнравственности.
Тот, кто владеет словом, должен целостно воспринимать мир, а это требует от него высочайшей этической культуры и широкого кругозора. Говоря словами Л.Н.Толстого, он должен в своем творчестве отразить "новые и важные стороны жизни".