3. Этические нормы тайпов
"... И на земле есть знамения для убежденных"
(Коран, Сура 51, аят 20)
В системе нравственного воспитания огромную роль играют этические нормы тайпов. Тайп (по-арабски - "тайфа") - группа, круг, сообщество людей. Очевидно, это слово попало в чеченский язык с проникновением мусульманской религии. До ислама у вайнахов бытовало другое слово - "ваьр", которое точно соответствует понятию "род" ("ваьр" - по-чеченски "рожденный").
Памятники материальной и духовной культуры чеченцев свидетельствует о том, что происхождение тайповой организации уходит в глубь веков. Исследуя чеченское сообщество ХУН-ХУШ веков, мы обращаемся отнюдь не к самым ранним формам его родовых организаций, ибо к этому времени, в результате взаимовлияния племен и народностей, здесь произошли весьма обширные и глубокие изменения.
Межплеменные войны и внутренние распри произвели такие сильные изменения в жизни чеченских тайпов, что не представляется возможным установить их первоначальный быт и характер и тем более - этику. И все же было бы в корне неправильным лишь на этом основании пытаться доказывать, что существование тайпов было ограничено коротким промежутком исторического времени. Ведь, в конечном счете, тайпы и тайповая организация есть порождение общественного строя, происхождение и расцвет которого значительно древнее того периода нашей истории, который поддается относительно полной реконструкции с точки зрения его социальных институтов.
С уверенностью можно сказать, что начиная с XVII века у наших предков были ярко выраженные черты таипового строя, но вместе с ними и вопреки им вырастали и развивались элементы новых, феодальных, а затем и капиталистических отношений.
Известный историк нашей республики Магомет Мамакаев долгие годы изучал историю зарождения и развития тайповых отношений и структуру их действия. Он отмечает, что чеченский тайп состоял из нескольких сыновних групп - гаров (ветвей тайпа), которые могли назвать имя своего реального предка и, в свою очередь, делились на более мелкие группы: некъи, ц1а и доьзал.
Чеченский тайп - это группа людей или семейств, выросших на основе примитивных производственных отношений. Члены его, пользуясь одинаковыми личными правами, были связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Свобода, равенство и братство, хотя эти понятия никем и не были сформулированы, здесь также составляли главное начало тайпа - основы всей организации чеченского общества.
Известны четыре термина, служившие для обозначения боковых ветвей, сегментировавшихся от тайпа и употреблявшиеся чеченцами с незапамятных времен для обозначения крупных родственных групп, которые представляют собой определенное общественное, территориальное и прежде всего кровнородственное единство: ваьр ("рожденный"), гар (ветвь рода), некьи (ветвь гара), ц1а (фамилия), доьзал (семья).
Тайпов в Чечне насчитывалось прежде свыше 135. Из них более 20 не коренные, а образовавшиеся от представителей других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества, ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях: одни из них шли в страну чеченцев сами, в поисках удобных земель, других приводили сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они были вынуждены перенять чужой язык, чужие обычаи и верование.
Следует отметить, что происходил и обратный процесс. Так, например, известно, что такие довольно крупные ингушские фамилии, как Ахриевы, Льяновы и Боровы, происходят из чеченского рода дышнинцев; Дарсиговы, Бузуртановы (Насыркортовские) и Хаутиевы - из терлоевцев и т.д.
В Х\/1 -XVII вв. в Чечне сложилось 9 тукхумов: аьккхий, маьлхий, нохчмахкахой, т1ерлой, ч1ебарлой, тарой, шуотой, эрштхой, ч1аьнтий, т.е. своего рода военно-экономические союзы определенных групп тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена.
Чеченский тукхум (къам), в отличие от рода, не имел официального главы, равно как и своего военачальника (бячча). Совещательным органом тукхума был Совет старейшин, который состоял из представителей всех тайпов, входивших в данный тукхум, на равных по положению и почету правах. Затем следовал Совет страны (Мехкан-кхел).
Из ста тридцати пяти тайпов, составлявших чеченское сообщество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти фратриях (союзах).
В тукхум Аьккхий входили такие тайпы, как Барчахой, Жевой, 31огой, Ноккхой, Пхьарчой, Пхьарчахой и Ваьппий, занимавшие в основном район восточной Чечни на границе с Дагестаном.
В тукхум Терлой объединились Никъарой, Оьшний, Шуьндий, Элтпхьархой и другие тайпы.
В Эрштхой вошли тайпы Галой, Пандалой, Парчой, Мержой, Мужахой и Ц1ечой, жившие на западе Чечни, в долине реки Нижний Мартан (Фортанга).
Были в Чечне и такие тайпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно: Зурзакъхой, М1айстой, Пешхой, Садой.
Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: "Цу стеган тайпа а, тукхум а дац" (у этого человека нет ни рода, ни племени).