Вайнахская этика

Исаев Э.

"Яхь" и "къонахал" - неотделимые понятия. Храбрость и самоотверженность, вежливость и скромность, доброта и щедрость, забота о ближнем и воздержанность в своих желаниях, бескомпромиссное противоборство с грубой силой зла и самоотверженная защита слабого и обиженного, готовность служить общественным интересам в ущерб личным - все это есть необходимые атрибуты высшей формы вайнахской этики "къонахала". В старину этим высоким званием - къонах - народ награждал достойнейших из достойных своих сыновей не по происхождению или социальному положению, а по личным гражданским, нравственным качествам.

Благопожелания у вайнахов, ставшие своеобразными этическими формулами как обязательный ответ на приветствие или поздравление, всегда подчеркивали воспитанность человека. Их высказывают в любой ситуации. Например: "Дукха вехила" ("Живи долго"). А благодарность за благодарность - это обязательное условие этики чеченцев и ингушей, равно как и всех горцев Кавказа.

Или другой пример поучительных благопожеланий: отправляющемуся в путь всегда принято желать хорошей дороги и благополучного возвращения. Отсюда и говорят: "Некъ дика хульда хьан. Марша ц1а воМийла" ("Пусть дорога твоя будет хорошей. Да возвратись благополучно"), "Некъа вонах, зуламах ларвойла!" ("Да убережешься ты от дорожных зол и несчастий!"). И сегодня говорят: "Валар - валар ду, сийдайар - шозлаМ а валар ду" ("Смерть - это смерть, а потеря чести (бесчестие) - вторая смерть").

Наши предки любые межнациональные стычки, межтайповые споры, другие конфликтные ситуации разрешали, используя все средства, предусмотренные нормами морали, духовности и национальной этики.

Вайнахская этика предъявляет большие требования к культуре общения между людьми. Во все времена она была непременным условием существования человеческого общества.

Этику общения человек приобретает в семье, школе, трудовом коллективе. Он как бы впитывает в себя манеры поведения родителей, учителей, сверстников, товарищей по работе, всех тех, с кем приходится сталкиваться в общественных местах. К сожалению, не всегда это общение бывает доброжелательным и полезным. Неред ко мы являемся свидетелями проявления грубости мужа к жене; раздражительности матери в общении с детьми или с больными старыми родителями; бестактности учителя к ученику; хамства - в сфере обслуживания и т.д.

Особенно гнетущее впечатление оставляет нецензурщина, которая для некоторых людей (в том числе и молодых) стала настолько привычной, что порой они применяют ее непроизвольно, сами того не замечая.

Эти люди забывают, что на окружающих губительно действуют грубость и хамство, низость, подлость и другие плевелы, когда человек чувствует себя бессильным что-либо предпринять, когда оскорблено все его существо.

Нельзя согласиться с теми, кто сваливает все эти негативные явления только на сегодняшние трудности. История нашего прошлого и вайнахская этика говорят об обратном. То есть человек всегда обязан следить за своей речью, управлять своими чувствами, настроением, поступками, иметь терпение, чувства "яхь" и "оьздангал". Сегодня человек нуждается в искренности, доброжелательности, внимании и заботе, пожалуй, даже больше, чем когда бы то ни было.

Да, человеку нужна сильная воля. Твердые принципы. Уважение к собственному "Я". Это позволит противостоять дурным страстям. А они, страсти, очень заразительны, и чем больше людей ими заражено, тем легче капитулируют перед ними другие люди.

Имея дело с кодексом чести, следует помнить, что человек ответственен перед самим собой. И очень нужно, чтобы он это понял: его главная обязанность - выстоять, крепко удержаться на ногах. В этом ему надо оказать помощь. Вот здесь-то человеку нужны авторитеты. Не кумиры, перед которыми нужно бить лбом об землю? а личности, которым веришь и чувство стыда перед которыми удерживает от совершения дурных поступков. Это в первую очередь родители, бабушка или дедушка, близкие родственники, товарищи по работе или учебе и т.д. А они есть у всех. Кроме названных элементов чести, мы чаще должны прислушиваться к религиозным требованиям, обращаться к нормам адатов и шариата, особенно к Корану. Каждая его сура, аят окажет нам неоценимую помощь в деле этического воспитания как детей, так и взрослых.

Приведем лишь некоторые требования Корана. Так, аят 19 Суры 42 гласит: "Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев ...". Или: "Знайте, что жизнь ближайшая - забава и игра, и  красование и похвальба среди вас, и состязание во множестве имущества и детей, наподобие дождя, растение от которого приводит в восторг неверных; потом оно увядает, и ты видишь его пожелтевшим, потом бывает оно соломой, а в последней - сильное наказание - и прощение от Аллаха, и благоволение, а жизнь ближняя - только пользование обманчивое. Опережайте же друг друга к прощению от вашего Господа ..." (Сура 57, аяты 19-21). Думается, здесь комментарии не нужны.

Нашу беседу о кодексах чести вайнахской этики мы завершим стихами местных авторов.

Алвади Шайхиев пишет:

Выть бы нам достойными

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru