- неси добро и будь, благородным;
- проявляй трудолюбие, опирающееся на опыт и знание прошлого и настоящего своего народа;
- сердцем укрепляй и смягчай свой разум, ибо разум, оторванный от сердца, и наоборот, есть невосполнимый порок тела и души человека;
- из скромности довольствуйся необходимым, ибо это сокровище, которое никогда нельзя исчерпать;
- не забудь, что богатство сего мира является преходящим и данной на временное хранение вещью;
- если ты нашел ясный и открытый путь к правде и истине, никогда не сворачивай с прямого, достойного восхваления пути на путь заблуждения.
Помни, нет и не может быть сомнения в вознаграждении всех терпеливых и честных бесчисленными благами, а концом терпения всегда было благо и добро. И лучшим деянием людей является совершение добра, а не совершение зла;
- до конца своей жизни помни о необходимости и полезности для людей истинно человеческих принципов нравственности, и всегда старайся направить свои действия на овладение ими. Будь одним с человеком всегда — и при нем, и за его спиной. Знай: завистник никогда не расстается с надеждой присвоить твое состояние; береги душу и честь свою от недозволенных поступков и забав;
- знай: отпущенные тебе дни никто не в состоянии использовать вместо тебя. В твоих делах и благих начинаниях вежливое обращение с людьми считай обязательным;
- помни - у нас в горах говорят: "Только к правде приучи язык свой и придай ему силу терпения, твердость, чтобы выросла сила твоего сознания и через него твоя душа обрела покой": "Для уважения и порядочности человека достаточно, чтобы пороков в нем было как можно меньше";
- учись нравам спокойным, не будь пустословом, остерегайся бесполезных слов и не начинай речь бессмысленными словами. Знай: у вайнахов добро всегда представляется разумным, зло - глупым;
- помни: чтобы самому стать мудрым — люби мудрых и проницательных людей и постоянно стремись к общению с ними, следуй их пути, образу жизни;
- в жизни тебе придется многим помогать, так же будет оказана в чем-то и тебе помощь;
- помни, внук, о приложении всех своих знаний и умений в утверждении хороших поступков и правильных суждений, направленных на благо человека, на помощь своим друзьям и родственникам, пока они не достигнут уровня твоего опыта жизни и твоих здоровых этических норм;
- в делах своих первым помощником сделай свою душу, чтобы она помогла в облегчении и смягчении безнадежности, воодушевляла и придавала силы в устранении трудностей и несчастий в жизни;
- дорожи честью и достоинством своим. Если уронишь их, тебе не избежать унижения, презрения и враждебного отношения других к тебе. Потеря чести равносильна самоубийству. Этическое поведение, нравственное величие всегда будет служить твоим жизненным интересам, укреплению основ твоей жизни. Помни, что дерево с хорошими корнями не должно давать плохих плодов;
- знай, что для тебя не должно быть другого пути к расположению сердец других людей, кроме обходительного и внимательного обращения с ними. Запомни, что в горах есть такой обычай: каждый дорожит доверием и добрым именем. Если заслужишь доверие и расположение людей, твое имя будет воспето и восхвалено не только друзьями и близкими, но и всеми честными людьми;
-помни три заповеди горца:
первая — дружба, взаимопонимание и согласие;
вторая — скромность и терпение, единство слова и дела; третья — отказ от общения с дурными и порочными людьми. Никогда не спеши хвалить человека, если не был с ним в пути три дня и три ночи...
Наши предки говорили: "Тому, кто уступит дорогу на мосту, руку подать не забудь"; "Не с тем дружи, кто равен ростом, а с тем, кто равен по уму"; "Коль себе добра желаешь, зла другому не желай"; "Только тот народ, который чтит память своих предков, может стать великим".
Все эти поучения удивительно точно совпадают с вайнахскими этическими нормами, выработанными на основе житейского опыта и практики.
В книге "Сокровищница мудрости - путь к счастью" (Грозный, "Книга", 1990г.) Хож-Ахмеда Берсанова, где повествуется о добре и зле, мы также находим замечательные афоризмы, когда нравственные качества человека выведены на первый план. Автор пишет: "Правдивость и честность - неотъемлемые черты нравственной личности". В книге высмеиваются высокомерие, зазнайство, подхалимство, самомнение и т.д. В центре внимания - проблемы семейного воспитания. Восхваляется добро, осуждается зло.
Книга Х.-А. Берсанова - первая попытка изложить доступным языком этические требования вайнахов в семейном быту.
Жизнь человека и общества в целом так или иначе складывается из борьбы сил ДОБРА и ЗЛА. Верх одерживает то одна, то другая.
Этические нормы добра и зла сегодня беспокоят нас особенно. Национальное самосознание - это, конечно, прекрасно. Однако все мы должны понимать, что нация нацией, но есть еще и нечто большее - союз нации, согласие нации. Мы всей душой за то, чтобы советы тайпов наводили у себя порядок, чтили их лучшие традиции. Все это очень хорошо. Но почему это должно рушить союз вайнахов? И какай и кому от этого разрушения польза - народу, стране?!