Вайнахская этика

Исаев Э.

Пей нашу воду!

Впитаешь ты с ней

Мудрость и знание, что дарят нам горы.

Вайнахи всегда славились своим благоразумием. Заглянем в нашу историю. "Примирение враждующих" - так называется статья В. Атсаламова (Газета "Отечество", № 2, декабрь 1993). В ней рассказано, как в прошлом вайнахи, прибегая к благоразумию, решали любые спорные вопросы, в том числе и проблему кровной мести. Автор приводит притчу: "Как-то после ссоры, оставив на месте схватки поверженных врагов, победители стали спешно покидать поле брани. Юноша, скачущий рядом с отцом, спросил его: "А кто же победил из нас - мы или они?" - "Конечно же, мы" - ответил тот. "Тогда почему убегаем мы?" - опять спросил сын отца...".

В этой притче заложен глубокий смысл. "Победители", а не побежденные вынуждены убегать, скрываться...

"... Лет 70 назад в одном из горных селений от случайной пули погиб юноша. Много жителей из окрестных сел пришли к отцу погибшего с просьбой простить кровника. Они пришли спозаранок - боялись, что он (отец) уйдет, чтобы избежать ответа. Пришедшие пали на колени, заполнили двор, улицу. Стоял только мулла Абдул-Халим, который должен был говорить от имени собравшихся.

Отец же погибшего, увидев множество людей, выскочил на крыльцо, одеваясь на ходу. Вместо приветствия он раздраженно сказал:

- Почему вы без разрешения явились ко мне в мой двор? Уходите отсюда. Мне не о чем с вами говорить!

Абдул-Халим растерялся от такого оборота, повисла мрачная пауза. Тогда поднялся с колен Исраил, сын Ума-Хаджи, встал рядом с муллой, затем обнял хозяина дома

и сказал:

- Мы ведь явились не на праздничный той, чтобы заранее предупредить о своем приходе. Опасались не застать тебя. Надеемся, ты выслушаешь тех, кто пришел в этот ранний час, а выслушав, поймешь. Будь терпелив - посмотри на людей, стоящих перед тобой на коленях, и дай им ответ.

Пришедший в себя Абдул-Халим продолжил речь Исраила. Он говорил о несчастной судьбе тех, кто повинен в смерти человека, о горе близких погибшего юноши, о выдержке и достоинстве мужчин, о высокой нравственности народа, о силе и несокрушимости людей, способных простить случайную, неумышленную кровь, о невозможности жить, бороться со злом в одиночку и еще о многом ...

Но тот, к кому были обращены эти слова, оставался

глух и нем.

Тогда вышел вперед еще молодой, но известный своим умом и рассудительностью Ризван, сын Айдамира.

- Эй, люди, - крикнул он, - слушайте меня. Наша просьба о прощении случайной крови этим человеком не принята, так знайте, что тот, кто оставил без ответа столько людей, не опасен - он не способен на месть. И он не мужчина. С сегодняшнего дня он проклят. Вставайте, мы уходим!

Весть о происшедшем быстро разошлась в народе, и все посчитали объявленный недостойному человеку приговор правильным.

В большинстве случаев, конечно, старания тех, кто трудился ради добра, пытаясь помирить враждующих, находили понимание, и кровника прощали. Подтверждением тому может послужить вот эта история.

В ссоре погиб один из семи братьев, которые были известны своей выдержкой, достоинством, пользовались уважением в народе. Зачинщиком ссоры, видимо, был сам погибший.

На третий день после похорон рано утром во двор к братьям явились люди. Старший из братьев сразу вышел им навстречу со словами:

- Доброе утро, уважаемые гости. Я не достоин того, чтобы вы стали передо мной на колени. Встаньте, прошу вас. Верю, что не попросите меня о невозможном. Готов
выполнить любое ваше желание.

Тогда один из пришедших молвил:

- Примите еще раз наше соболезнование по вашему умершему брату. Просьба наша тяжела, но выполнима. Простите близких повинного в смерти - пусть кровь останется на одном ...

Братья выслушали говорившего, и старший ответил:

- Благодарю вас всех за уважение к нам, за то, что посчитали нужным предстать перед нами. Каждый из нас готов отдать жизнь, если она понадобится для доброго дела. В происшедшей ссоре оба участника получили раны. Нашему брату от них суждено было скончаться. Мы знаем, что другой не был виновен, но ссора есть ссора. Ради всех, кто собрался здесь, ради слез матерей, ради Всевышнего, создавшего нас, мы прощаем кровь брата. И, хотя может понадобиться  время,  приведите к нам кровника ...

Кровника быстро доставили на похоронных носилках. Старший из братьев позвал свою мать:

- Нана, иди сюда. Его мать, как и ты, качала колыбель. Оттого, что она будет плакать, тебе не станет легче. Пусть он заменит тебе погибшего сына: у тебя будет на том свете один и семеро - на этом. Прости его и обними ...

Мать так и сделала ...

Много лет прошло с той поры, но слово настоящего мужчины не забыто. Оно живет и будет жить в народе, призывая всех нас быть достойными - къонахий, творить добро и жить в мире. (История рассказана в "Отечестве", №2, декабрь 1993).

Благоразумие в нашем общем доме сегодня необходимо нам как никогда. Вот что по этому поводу пишет наш соотечественник Беркан Яшар, советник президента Турции, политический деятель:

"... С детства я вырос в такой обстановке, когда понятие "чеченцы" для меня было священным. Всю свою жизнь я стремился к своим сородичам, искал родственные связи, пытался выяснить, где мои корни ... Живя вдали от Родины, мы, турецкие мухажиры, в полной мере ощутили на себе горечь потери родного очага и могил предков.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru