Вайнахская этика

Исаев Э.

Добро и зло являются основными категориями морали. Они обозначают ту систему координат, которая характерна для морального освоения мира. Более того, саму мораль можно определить как способ осмысления действительности в рамках противоположности добра и зла. Надо также иметь в виду, что мораль часто отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло соответственно рассматривается как аморальность, безнравственность.

Нам же надо помнить, что человек должен строить свою деятельность таким образом, чтобы умножить добро и уменьшить зло.

Зло, как правило, не выступает от своего имени, оно прикрывается личиной добра.

Говоря о добре и зле, следует четко определить такие понятия, как долг и совесть. Важно знать, что моральные нормы необходимо соблюдать вопреки давлению обстоятельств, несмотря на то, есть у индивида желание соблюдать эти нормы или нет. Эта способность человека подчинять свое поведение разумно обоснованной цели и является тем механизмом, через который нравственные принципы приобретают практическую действенность. Поскольку нравственные требования разумны, необходимы для функционирования общества, постольку люди должны руководствоваться ими, следовать им силой волевого самопринуждения. Или, говоря по-другому, соблюдение нравственных требований является для индивидов долгом.

Понятие долга выражает готовность личности подчинить на основе сознательного самопринуждения свои действия, все свое поведение общественной необходимости, которая получает выражение в требованиях морального сознания. Это означает, что моральный образ действий рождается в борьбе человека с самим собой и с неблагоприятными условиями, он требует от человека внутренней готовности и способности подниматься над частными интересами, непосредственными склонностями и действовать сообразно требованиям всеобщего блага. Вопрос о соотношении долга и склонностей является одним из центральных в этике.

Здесь мы подошли к исключительно важной особенности морали: она опирается на внутреннее добровольное решение личности. То есть, внутриличностный, интимный характер морали получает обобщение и концентрированное выражение в понятии совесть. История и современная жизнь богата примерами, когда люди, преодолевая страх смерти, не идут на измену Родине, предательство друга, вообще на моральную низость. Эта способность имеет внутренние убеждения, над которыми никто не властен, кроме Аллаха, составляет основание достоинства моральной личности. Совесть как раз является внутренним контрольным механизмом, показывающим, в какой мере личность сохраняет верность своим нравственным убеждениям и в какой мере сами нравственные убеждения соответствуют принятым ею общественным образцам.

Таким образом, добро в его противопоставленности злу, долг и совесть образуют основные понятия этики, они выражают наиболее важные, существенные стороны морали.

Закончим нашу беседу словами из стихотворения Хаси Зибукаева, где он говорит:

Пассивность, трусость презирая,

Я с детства рос в борьбе со злом!

В застенках тьмы на Мир взирая,

Растил в себе для мести гром!

Его раскаты в страстном зове

Несут сейчас отцов мечту!

Я так хочу, чтоб люди пели

Про горы наши! Доброту!

7.   Благоразумие

У Алвади Шайхиева несколько лет назад вышла прекрасная книга стихов и поэм "Башни чести". Каждая строчка - история этических принципов вайнахов, которые учат народ благоразумию. Приведем лишь некоторые из них:

В горах желают девять благ

Всем, кто открыт душою,

Спешат за добрые дела

Воздать с лихвою.

А труса девять раз подряд

Помянут лихом черным,

Проклятья вслед ему гремят

Обвалом горным.

В стихотворении "Имею ли я право ..." поэт говорит:

Я человек.

Не я ль в ответе

За каждый новый день Земли,

Чтоб века нынешнего дети

Войти в грядущий век смогли!

Еще до появления письменности чеченцы и ингуши широко применяли для этического воспитания личности устное народное творчество, где сокровища мудрости передавались из глубины веков от человека к человеку через пословицы, поговорки, сказки, лирические и этические песни и т.д. Мудрость, сконцентрированная в афоризмах, всегда привлекала внимание людей, но в наше сложное время их значение особенно возросло.

Своеобразным учебником этического благоразумия стала небольшая по объему книга "Кувшин мудрости", изданная профессором Ибрагимом Юнусовичем Алироевым (издательство "Книга", Грозный, 1990г.). Достаточно простого перечисления нескольких заглавных афористических фраз, чтобы убедиться, что перед нами неисчерпаемый кладезь человеческой мудрости. Например: "Хорошие дети - мед, плохие дети - саранча"; "Не искать вражды"; "Не слушать только себя"; "Ценить других"; "В дом, где нет согласия, счастье не пришло".

Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников фольклора. В них вайнахи обобщали свой социально - исторический опыт. Как правило, они имеют поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившиеся представления о формах и методах воспитания молодого поколения. Народ на протяжении многовековой истории отобрал все ценное для утверждения благоразумия и выразил это в форме афоризмов, в которых не бывает случайных слов, сравнений и названий. Все мысли "просеяны через решето и сито времени, отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное ..." (.Н. Толстой).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru