Крылатыми фразами вайнахи выражали и патриотические чувства: "Родина - рай, чужбина - ад".
Все это свидетельствует о том, что народ свои этические рекомендации сложил и выразил, руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразие проявления условий материального состояния общества.
Вайнахи часто прибегают к иронии, поскольку она дает возможность в мягкой форме осмеять негативные явления, облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и смешное намеренно подается с серьезным видом: "Кто к мельнику пришел давно, тот и смолол уже зерно", "На дворе, где две жены, волкодавы не нужны", "Приятнее зурна бывает, когда вдали она играет".
Этические эпитеты также позволяют найти образное определение, дают дополнительную художественную характеристику предметам в виде скрытого сравнения. Чеченцы и ингуши свои этические идеи выражали и выражают и сегодня, используя самые разнообразные эпитеты. При этом намеренно применялись возвышенные определения, чтобы привлечь внимание к благородным нравственным качествам человека: "Ум - золото, мысль - серебро", "Ученым стать легко, трудно стать человеком", "Чистого и огонь не обожжет", "Несдержанность - глупость, терпение - мудрость".
Выборочный анализ пословиц, поговорок и лирических песен убеждает нас в том, что большинство из них имеют ярко выраженный нравственно-поучительный характер: "Не торопись и не забывайся", "Стойкость - основа победы", "Белые руки любят то, что чужим трудом сделано".
Нравственно-поучительные афоризмы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном воспитании.
Значительное место в этическом и благоразумном воспитании молодого поколения несли в себе замечательные лирические песни, особенно диалогические. На празднестве из группы мужчин кто-либо выходил и начинал декламировать нараспев, другие - дружно повторяли за ним припев. Затем выходила девушка из женской группы и соответствующей песней отвечала ему. Остальные девушки поддерживали ее.
Профессор, доктор филологических наук, академик Юша Айдаев в своей книге "Жизнь слова" (Грозный, "Книга", 1992) пишет: "Песни-илли повествуют о подвигах народных героев, борцов и освободителей; исполнение героических песен пользовалось громадным успехом у народа".
Говоря о благоразумии личности, мы должны помнить о наставлениях наших предков. Они говорили:
- сдержанность - святилище благоразумия;
- твое благоразумие - в дружбе с разумными, ибо эта дружба взаимовыгодна;
- если твой путь неясен, держись мудрых и осторожных людей. Они выведут тебя на праведную дорогу;
- не ищи легких дорог: они принесут тебе боль и разочарование;
- благоразумие говорит о большом сердце, большое сердце - о великой душе;
- не ищи чужих грехов - погубишь душу;
- разум - лучший лекарь;
- в горе будь мужественным, в радости - разумным и умеренным;
- будь упорным, но не упрямым;
- если жизнь твоя праведна, то и годы будут долгими.
Как видим, благоразумие - это этическая ответственность личности перед другими людьми, перед обществом.
Нравственная, глухота, бездушие наносят тяжелый урон человеку. Грубый, невоспитанный, жестокий человек лишает себя радости человеческого общения, обкрадывает себя, отказываясь от доброты, честности, мужества и снисходительности. Отсутствие этих черт, недостаточное их развитие делают человека односторонним, склонным к крайностям, к доведению разумных требований до абсурда.
Тот, у кого "слепое", "мертвое" сердце, не может быть настоящим гражданином своей страны.
Но мы так же хорошо знаем, что, какими бы мудрыми ни были правила, КПД их разумности, целесообразности всецело зависит от самих людей, совершающих те или иные деяния. В самом деле, каждый из нас в своей жизни сталкивается с неповторимыми, еще никогда и никем не пережитыми моментами. Важно уметь применить общее правило к конкретной ситуации: начетническое, слепое подчинение правилам, без учета конкретных обстоятельств, может привести к тому, что самое гуманное из них станет вредным и античеловечным. (В наше время такое встречается нередко). И наоборот, нет такого морального правила, отступление от которого в известных обстоятельствах не могло бы быть моральным...
Отрадно, что во многих произведениях наших поэтов афоризмы и сегодня несут нагрузку этического воспитания, призывая народ к благоразумию. Вот что Ямлихан Хасбулатов говорит в стихотворении "Терпение":
Сказано:
Мудрость терпенья
Нужно даже в жарком бою...
Терпенья крутые ступени
Возвысили волю мою.
О благоразумном человеке пишет и Раиса Ахматова в стихотворении "Откуда ты, хороший человек?":
Откуда ты, хороший
человек?
Откуда ты, прохожий
человек?
Скажи мне имя все же,
человек!
А может, это вовсе
ни к чему:
Что имя даст поступку
твоему?
Я безымянной доброту
приму.
Я безымянной чистоту
приму.
Ушел прохожий.
Знаю, носит он
Мильоны человеческих
имен.
В своем творчестве особое место этическому благоразумию уделяет большой знаток чеченского фольклора Ахмад Сулейманов. Его книга стихов и поэм "Симфония гор" является своеобразным родником этических норм и правил чеченского народа. В стихотворении "Горные родники" он пишет: