... Чеченцам необходимо согласие. Без согласия мы пропадем. Перестаньте видеть друг в друге врага, соперника. Все мы - братья, пальцы одной руки, как ни тряси ее ..." (Газета "Свобода", N 38, 1993).
Не завидуйте друг другу; не ненавидьте друг друга; не отворачивайтесь друг от друга. Большое зло для человека - презирать его брата мусульманина.
Тот из вас, кто увидит злодеяние, пусть остановит его своей рукой. Помните, что Аллах Всемогущий добр и принимает только добро...
Что вы там не поделили, дорогие соотечественники, братья и сестры?! ... Помните, что на карту поставлена судьба всех чеченцев, где бы они ни проживали. Потомки нам не простят этого никогда. Будьте благоразумными!". В обращении вайнахов, живущих в Америке и странах Европы, говорится:
"Славный Кавказ и его героический народ! Гордую красоту этого края должны украсить СВОБОДА, МИР и ДРУЖБА между НАРОДАМИ как целыми, так и между отдельными их представителями, начиная с соседа, коллеги по работе...
За все время тринадцатилетней ссылки вайнахи показали свое мужество и стойкость. Сколько славных патриотов погибло в горах и на равнинах Северного Кавказа, но их свободолюбивый дух не был сломлен! Этот же свободолюбивый дух, несгибаемость народа и явились главной причиной депортации его в Среднюю Азию и Казахстан. Но так и не удалось свободолюбивую нацию поставить на колени!
Дорогие наши братья и сестры!
Отложите все спорные вопросы на будущее ... Если мы не будем соблюдать при любых сложившихся обстоятельствах порядок поведения, выдержку и благоразумие, не будет в нашем доме согласия. Для защиты его Свободы, его Мира необходимо забыть личные обиды и вражду между собой.
Помните и не забывайте своих легендарных предков. Придерживайтесь наших рыцарских традиций и религии". (Газета "Ичкерия", 28декабря, 1992г.).
Эти же призывы прозвучали и 23 февраля 1994 года во всех селах Чеченской Республики, в день 50-летия со дня депортации чеченцев и ингушей.
В этическом возрождении народа большое значение имеет религиозное воспитание подрастающего поколения. И здесь неоценимую роль играют Государственный Исламский университет, Исламские институты, медресе, арабские школы, созданные в республике в последние годы. В их стенах формируются молодые люди с новым мышлением, сознанием, призванные продолжить изучение непреходящих ценностей ислама, его богатейшую нравственную культуру .
Сегодня отрадно отметить, что этика и мораль нашего народа держатся на исламском учении. Поэтому наш долг сделать все возможное, чтобы Коран, его аяты пробуждали у людей желание глубже изучать священную Книгу и действовать по морали ислама. Это позволит нам возродить добрые традиции вайнахского народа, более уважительно относиться друг к другу, проявлять милосердие, взаимную помощь, воспитывать подрастающее поколение в духе человеколюбия и уважительного отношения к другим народам, прививать молодежи чувство любви к Родине, науке и знаниям, к культуре, языку и истории своего народа.
Этические нормы благоразумия - это элементы нравственного сознания, складывающиеся в определенную систему взаимозависимости и взаимоподчинения. Это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании расстановка узловых моральных ценностей. Людям вообще свойственно оценивать социальные отношения, повседневно наблюдаемые поступки человека сквозь призму сложившихся моральных норм.
В моральных нормах, как регуляторах общественной жизни, особенно отчетливо выступает их особое свойство - повелительность. Интересы социальных общностей (коллективов, групп, классов и т.п.), общественная необходимость согласованного, упорядоченного поведения людей облекаются в нравственное требование: поступай так, ибо это добро или "должно", "справедливо" и т.д., не делай так, ибо это зло, или: "несправедливость", "подлость" и пр. Надо помнить, что одна и та же норма, скажем, требование правдивости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание: "не лги" и "говори только правду".
Такие регулятивные понятия, как "норма", "правило", "запрет", "требование", даже "принцип", очень близки функционально и по смыслу определенным образом связаны.
При всей смысловой близости принято, однако, рассчитывать моральные нормы и нравственные принципы. Под нормами (а также правилами) понимаются такие предписания, которые регулируют какую-то особую сторону поведения - "говори правду", "не завидуй", "заботься о родителях" и т.п., а под принципами - более общие нравственные требования, относящиеся ко всей линии поведения человека, так или иначе цементирующие в единое целое его моральное сознание и нравственные качества. Так, принципами в этом смысле могут быть названы "справедливость", "коллективизм", "патриотизм", "благоразумие" и т.п.
Для воспитания благоразумия необходимо вырабатывать у человека ценностные ориентации.
Каждому из нас приходится мотивировать свои поступки, обоснования, оценивая их как перед лицом общественного мнения, так и перед собственной совестью. Мотивация, оценка и самооценка - важные способы моральной регуляции поведения людей.