Вайнахская этика

Исаев Э.

Времени великого,

Жить бы нам по совести,

По-людски всегда!

Малую травиночку,

В чаще зверя дикого,

Всю планету милую

Сбережем тогда.

Заповеди предков чту и ныне –

Те, что мне завещаны отцом:

"Не ищут сокровищ на чужбине,

Тот богат, кто ценит отчий дом".

Обратимся к Магомету Сулаеву:

В горах сильны законы чести.

Но строгий голос их смолкал,

Когда простую человечность

Сын гор суровых проявлял.

В горах считали не зазорным

На сходе снова слово взять,

Но чтоб тому, кто был ведущим,

Спасибо от души сказать ...

В моих родных горах издревле

Ценились выдержка и честь.

И все же — выше человечность

Издревле почиталась здесь.

4.      Почтение к старшим

Сына, который не имеет

достоинств отца,

Называют "чужой",

а не называют "сын".

(Рашид-ад-Дин Хамадани).

Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят: "Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца". Вот почему в семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери. Уважение к старшим, как одно из важнейших требований нравственности, у чеченцев и ингушей признается высшим достоянием личности. Оговоримся сразу же. Отношение к старшим у всех народов мира является самым большим богатством. Здесь существуют целые институты этих отношений. Но у вайнахов такой институт имеет свои особенности, подходы и оценки. Они хорошо известны читателям. Остановимся лишь на некоторых из них.

В семьях чеченцев и ингушей с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.

У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить сними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня, особенно в селах.

"... Не только сын, дочь, но и все члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют деда - "воккьа дада" ("большой отец"), а бабушку чаще всего - "мама" ("нана"), то есть "мать". Сестер отца, матери называют "деца", старшего брата отца - "воккьа ваша" ("старший брат"), а младшего - "жима ваша" ("младший брат"). Как правило, родители, а также дедушка, бабушка, младшие братья и сестры из уважения не называют первенца его настоящим именем, а дают какое-нибудь другое, ласкательное.

Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивалось и расценивается и сегодня как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу или требование отца, матери, и они, на худой конец, простят это. Но считалось и считается недопустимым, если они ослушаются, не выполнят ту или иную просьбу дедушки, бабушки, других старших родственников или соседей ...

Существуют не только обязанности младших перед старшими, но и последних перед молодыми. При этом главное состоит в том, чтобы в семьях сыновней создавать и поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания. Прежде всего от старших требуется,- чтобы они были внимательны, чутки и корректны в своих отношениях с невесткой. Особенно это касается свекра. Он всегда старается быть очень тактичным, деликатным в отношении к женам сыновей. Такой пример. Однажды невестка в чем-то провинилась перед стариком, но он в ее присутствии, в назидание ей, бранил не ее, а свою собственную дочь. У вайнахов в таких случаях было принято говорить "Ала-йо1е, хаза-несе" ("Говори дочери, чтобы поняла сноха").

Как следует из сказанного, старики в доме находятся на особом положении. "В этом доме всегда будет беркат (благополучие), - говорят вайнахи ..." (Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992, с. 72).

В песнях, легендах, сказках, пословицах и поговорках вайнахи восхваляли добрые взаимоотношения старших и детей, акцентировали внимание на их обязанностях друг перед другом. Так, пословицы гласят: "Отцовский долг сын платит"( "Ден декхар к1анта д1атокху"), "Если отец поест, сын не насытится" ("Дас йиъчча, кант ца вузу"), "Когда отец умрет - цветок падает с сердца, когда мать -два" ("Да велча цхьа зезаг дужу даг т1ера, нана елча -шиъ дужу").

В своей книге "Чеченцы: обычаи, традиции, нравы" Ибрагим Алироев и Джамал Межидов, говоря об ответственности главы семьи, пишут: "Особенно корректно вел себя мужчина в доме. За трапезу садился один; с женой при людях вел себя сдержанно; не брал при посторонних ребенка на руки, даже в присутствии матери". Отдельные поступки, действия, наиболее полно отражающие требования народной этики, передавались из поколения в поколение, становились легендой.

Вот один из примеров. В период Кавказской войны был у Шамиля верный и опытный мюрид - наиб Талхик. После каждой битвы с царскими войсками обходил он все похороны сельчан, выражая соболезнования своим воинам - односельчанам, но у него самого, говорят, не было сына. И вот к сорока годам у него родился сын, который в пятнадцать лет стал участвовать в войне. В одной из стычек он был убит. На следующее утро Талхик объявляет похороны (тезет) и говорит, обращаясь к жене: "Жена, двадцать лет я ходил к своим односельчанам на похороны их детей, не имея от тебя ни одного бойца; сегодня я такой же горемыка, потерявший сына, как многие мои односельчане. И поэтому я горд сегодня, что смог за эти годы разделить с ними эту горькую участь. Крепись, жена, общее горе легче перенести, нежели личное". И стоял смелый наиб три дня, принимая соболезнования от односельчан по поводу гибели своего единственного сына..." (Указ. работа, с. 57).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru