Времени великого,
Жить бы нам по совести,
По-людски всегда!
Малую травиночку,
В чаще зверя дикого,
Всю планету милую
Сбережем тогда.
Заповеди предков чту и ныне –
Те, что мне завещаны отцом:
"Не ищут сокровищ на чужбине,
Тот богат, кто ценит отчий дом".
Обратимся к Магомету Сулаеву:
В горах сильны законы чести.
Но строгий голос их смолкал,
Когда простую человечность
Сын гор суровых проявлял.
В горах считали не зазорным
На сходе снова слово взять,
Но чтоб тому, кто был ведущим,
Спасибо от души сказать ...
В моих родных горах издревле
Ценились выдержка и честь.
И все же — выше человечность
Издревле почиталась здесь.
4. Почтение к старшим
Сына, который не имеет
достоинств отца,
Называют "чужой",
а не называют "сын".
(Рашид-ад-Дин Хамадани).
Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят: "Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца". Вот почему в семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери. Уважение к старшим, как одно из важнейших требований нравственности, у чеченцев и ингушей признается высшим достоянием личности. Оговоримся сразу же. Отношение к старшим у всех народов мира является самым большим богатством. Здесь существуют целые институты этих отношений. Но у вайнахов такой институт имеет свои особенности, подходы и оценки. Они хорошо известны читателям. Остановимся лишь на некоторых из них.
В семьях чеченцев и ингушей с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.
У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить сними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня, особенно в селах.
"... Не только сын, дочь, но и все члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют деда - "воккьа дада" ("большой отец"), а бабушку чаще всего - "мама" ("нана"), то есть "мать". Сестер отца, матери называют "деца", старшего брата отца - "воккьа ваша" ("старший брат"), а младшего - "жима ваша" ("младший брат"). Как правило, родители, а также дедушка, бабушка, младшие братья и сестры из уважения не называют первенца его настоящим именем, а дают какое-нибудь другое, ласкательное.
Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивалось и расценивается и сегодня как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу или требование отца, матери, и они, на худой конец, простят это. Но считалось и считается недопустимым, если они ослушаются, не выполнят ту или иную просьбу дедушки, бабушки, других старших родственников или соседей ...
Существуют не только обязанности младших перед старшими, но и последних перед молодыми. При этом главное состоит в том, чтобы в семьях сыновней создавать и поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания. Прежде всего от старших требуется,- чтобы они были внимательны, чутки и корректны в своих отношениях с невесткой. Особенно это касается свекра. Он всегда старается быть очень тактичным, деликатным в отношении к женам сыновей. Такой пример. Однажды невестка в чем-то провинилась перед стариком, но он в ее присутствии, в назидание ей, бранил не ее, а свою собственную дочь. У вайнахов в таких случаях было принято говорить "Ала-йо1е, хаза-несе" ("Говори дочери, чтобы поняла сноха").
Как следует из сказанного, старики в доме находятся на особом положении. "В этом доме всегда будет беркат (благополучие), - говорят вайнахи ..." (Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992, с. 72).
В песнях, легендах, сказках, пословицах и поговорках вайнахи восхваляли добрые взаимоотношения старших и детей, акцентировали внимание на их обязанностях друг перед другом. Так, пословицы гласят: "Отцовский долг сын платит"( "Ден декхар к1анта д1атокху"), "Если отец поест, сын не насытится" ("Дас йиъчча, кант ца вузу"), "Когда отец умрет - цветок падает с сердца, когда мать -два" ("Да велча цхьа зезаг дужу даг т1ера, нана елча -шиъ дужу").
В своей книге "Чеченцы: обычаи, традиции, нравы" Ибрагим Алироев и Джамал Межидов, говоря об ответственности главы семьи, пишут: "Особенно корректно вел себя мужчина в доме. За трапезу садился один; с женой при людях вел себя сдержанно; не брал при посторонних ребенка на руки, даже в присутствии матери". Отдельные поступки, действия, наиболее полно отражающие требования народной этики, передавались из поколения в поколение, становились легендой.
Вот один из примеров. В период Кавказской войны был у Шамиля верный и опытный мюрид - наиб Талхик. После каждой битвы с царскими войсками обходил он все похороны сельчан, выражая соболезнования своим воинам - односельчанам, но у него самого, говорят, не было сына. И вот к сорока годам у него родился сын, который в пятнадцать лет стал участвовать в войне. В одной из стычек он был убит. На следующее утро Талхик объявляет похороны (тезет) и говорит, обращаясь к жене: "Жена, двадцать лет я ходил к своим односельчанам на похороны их детей, не имея от тебя ни одного бойца; сегодня я такой же горемыка, потерявший сына, как многие мои односельчане. И поэтому я горд сегодня, что смог за эти годы разделить с ними эту горькую участь. Крепись, жена, общее горе легче перенести, нежели личное". И стоял смелый наиб три дня, принимая соболезнования от односельчан по поводу гибели своего единственного сына..." (Указ. работа, с. 57).