Каждый тайп имел юридические нормы и этические правила тайпового (родового) строя, всего их двадцать три. Так, например, единство и незыблемость тайповых отношений для каждого сородича, тайпа; оказание отдельным членам тайпа тайповой помощи в случае бедствия или несчастья. Каждый тайп имел свой совет старейшин (тайпан-кхел). Решение совета старейшин было обязательным для всех членов данного тайпа. Также обязательным и беспрекословным были для каждого тайповца решения и наставления предводителя тайпа. Вот этого-то правила и не хватает нам сегодня. За долгие годы советской власти вайнахи вынуждены были вообще умалчивать о тайповом институте, хотя негласно он существовал. Думается, непременно стоит нам сегодня обратиться к истории нашего народа, и тем более - к истории своих тайпов.
Вот как высоко отзывался первый чеченский историк Умалат Лаудаев о тайпах чеченцев: "... Старики всех окрестных фамилий стали собираться для совещания о прекращении беспорядка в стране. На совете ими определялось, какое возмездие должно последовать за различные преступления. Старики возвращались домой, объявляли фамилиям устно свое постановление и заставляли клясться свято исполнять их" (Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VI. Тифлис, 1871, с. 124).
Из множества решений и определений таких совещаний старейшин-тхьамадов тайпов - у вайнахов и сложился со временем адат - обычное право, обязательное для всех и каждого.
По мере разрастания тайпа, он распадался на две или более части - тары, каждый из которых с течением времени образовал самостоятельный тайп.
Каждый чеченец должен был знать и помнить имена не менее двадцати лиц из числа своих прямых предков. Сегодня тревожит тот факт, что из 1200 опрошенных молодых людей в республике лишь 53 процента дали положительный ответ на вопрос: "Знаете ли вы свой тайп и прямых предков?". Треть опрошенных эта тема вообще не волнует!
Высокие понятия чести, равенства и братства между членами тайповой общины в рассматриваемый нами период были главенствующими. Тайпы строго соблюдали права и обязанности членов родовой общины, Кроме того, жизнь семьи чеченца, весь семейно-бытовой уклад ее нормированы еще так называемыми житейскими правилами: как говорить с женой при людях, в семье; как говорить с детьми при старших, при посторонних; как вести себя дома, в гостях; что делать при встрече со взрослыми, с молодыми; как ухаживать за гостем, о чем и как говорить с ним; кому уступать правую сторону от себя; как садиться за стол и т.д. Все эти житейские правила, прочно установившиеся этические нормы постепенно и незаметно переходили в обычаи, ритуалы. За соблюдением обязанностей и прав следили все - каждый член тайпа и весь тайп.
Тот факт, что чеченцы еще в глубокой древности создали сложную систему тайповых этических норм обычного права, подтверждается и такими понятиями, как, например, машар - мир, барт - союз (согласие), гулам - собрание, теш - свидетель и многими другими.
Обязательные принципы правового института чеченского тайпа соответствовали социально-экономическому строю родового общества. Их устои были крепки и нерушимы, и каждый чеченец свое поведение и поступки строго подчинял им. Жизнь, таким образом, протекала в строго определенных рамках, и чем больше человек был популярен в обществе, тем строже обязан был блюсти нравственные устои тайпа.
Действуют ли эти принципы у тайпов, которые сегодня возрождаются? К сожалению, не везде. А хотелось бы!
Существовал у чеченцев интересный ритуальный обряд, посвящения в мужчины. В ямочке у основания большого пальца на руке мальчика сжигали трут (к1ожам багор), испытывая его мужество и выносливость. Этот обычай, так же как и обрезание, идущий из далекого прошлого, возник у вайнахов в качестве одного из посвятительных обрядов, которым знаменовался переход ребенка в старшую возрастную группу. И ту и другую церемонию устраивали над мальчиками в возрасте 7-8 лет, то есть в тот период, когда, говорят чеченцы, "мальчик в состоянии поднять палку".
Бытовал еще и такой обычай: возводить у проезжей части дорог к1арлаг1а (кучи всенародного проклятия), когда каждый прохожий со словами проклятия в адрес того, кто совершил антиобщественный поступок, бросал камень или же ком земли. Такому всенародному осуждению подлежало любое дело, связанное с неправильным поведением в общественных местах. Этические нормы такого неписанного житейского кодекса тайпа позволяли предать любого всеобщему нравственному осуждению и отвержению.
Таким образом, в борьбе за жизнь, в постоянных и довольно успешных боевых сражениях, оберегая свою землю от вражеских вторжений, наши предки создали свои законы и обрели обычаи, установили свой уклад жизни. Все это сильно развило у них чувство национальной индивидуальности, выработало целеустремленность. Сила духа и жизнестойкость, как следствие этих особенностей национального характера, помогли им сохранить и пронести свои законы, обычаи и традиции сквозь века, вплоть до сегодняшнего дня.
Учитываются ли сегодня эти и другие национальные черты характера? Думается, не всеми. Многие прекрасные традиции и обычаи прошлого забыты, их воссозданием и обновлением почти никто не занимается. Эти и другие факторы отрицательно влияют на результаты нравственного воспитания молодого поколения, этическое самосознание всего народа.