Вайнахская этика

Исаев Э.

Вот другой пример нравственной культуры. У вайнахов, когда идут двое, не связанные родственными узами, справа располагается старший из них. Известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев, изучающий проблемы, связанные с вайнахскими обычаями и традициями, аргументировано доказывает, что "при одинаковом возрасте посторонних, едущий первым должен приветствовать идущего, а идущий сидящего, независимо от общественного положения кого-либо из них".

Или еще. Бытует мнение, что мужчина имеет больше привилегий, чем женщина. Это не совсем так. Например, свекор при входе невестки должен был встать в полный рост. Мужу не разрешается входить в спальню жены без ее разрешения. А если он самовольно позволит себе интимные действия, то он ее родственникам обязан был снова уплатить мах (калым). Да, нравственная культура наших предков была куда как выше, чем у нынешнего поколения!

Говоря об этике вайнахов, можно привести сотни и сотни примеров, как родители воспитывали своих детей. Они избирательно относились к предлагаемым обществом нравственным ценностям, согласовывая их с объективными условиями своей жизнедеятельности.

Сегодня нравственные вывихи высветились во всей своей неприглядности. В результате действия субъективных факторов образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития. В духовной сфере это привело к деформации принципов социальной справедливости, равенства, гуманизма, коллективизма, способствует широкому распространению различных негативных явлений: показной деловитости, безответственности, праздного образа жизни, тунеядства, пьянства, наркомании и других...

Несоответствие моральных принципов реальным условиям способствует появлению так называемой "двойной морали". В ней различаются, с одной стороны, мораль напоказ, когда человек предъявляет обществу значительные нравственные требования, говорит высокопарные слова о необходимости их соблюдения, а с другой - мораль для себя, когда он приспосабливает эти требования, а подчас нарушает их для удовлетворения эгоистических корыстных желаний. Примеры? К сожалению, мы ежедневно сталкиваемся с ними...

Мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, что вайнахи потеряли нравственную культуру. У кого она была, в ком воспитывалась с малых лет с молоком матери, она сохранилась и поныне. Несмотря на все деформации общества, народ хранил и будет хранить этическую нравственность. Это не вещь, чтобы в нужное время купить в коммерческом магазине или на рынке.

Аморальные явления многолики, распространены в республике в различных сферах жизни. В каждом селе, в районе, семье знают конкретных лиц, нарушающих нравственные устои вайнахов. Как в прошлые века, они должны быть осуждены народом, к ним необходимо применять самые строгие меры. Вплоть, как это было в старину, до изгнания из села. А общие призывы на митингах, по телевидению, что мы должны быть хорошими, - это запоздалая музыка.

Стабильность современного состояния нравственной жизни требует решения триединой задачи: переоценки существующих нравственных ценностей в республике, всеобъемного отражения в них реальной жизни; перестройки сознания личности, поворота его от закоснелых, бездейственных идеалов и норм к критическому осмыслению реальности, активному восприятию всего прошлого и нового, прогрессивного; проведения радикальных преобразований всей системы общественных отношений на базе общечеловеческих ценностей, теоретически разработанных и конкретизированных применительно к различным видам деятельности. То есть мы должны иметь национальную идеологию по воспитанию подрастающего поколения на основе религиозно-нравственных принципов.

Важная роль в решении этих проблем отводится нравственной культуре личности. И здесь мы видим значительную роль школы и ВУЗа. Введенный новый системный предмет - "Основы вайнахской этики" - должен способствовать этическому воспитанию молодежи. Глубоко усвоенные школьником, студентом такие понятия, как честность, ответственность, совесть, долг, справедливость, доброта, преданность и другие, пронизывая все компоненты сознания, возвышают юношей и девушек над миром повседневных обязательств, делают сильнее, увереннее, пробуждают в них особый творческий подъем, активное отношение к жизни.

Суверенному государству нужны люди с твердыми гражданскими установками, способные быть на высоте своего нравственного долга, твердо стоять за истину, свободу, не подверженные лицемерию. Человек с высокой этической культурой не пройдет мимо страданий и горя других людей, не смирится с проявлениями расхлябанности, безответственности, воровства, тунеядства и т.д.

О любом народе судят, ознакомившись, прежде всего, с его лучшими зданиями, памятниками, улицами и т.д. Здесь, к сожалению, нам похвалиться нечем. Даже то, что мы имели в последние годы, пусть и не лучшее, разрушила страшная война. А все это создавалось народом годами, а иное и веками!

Когда речь идет о нравственной культуре - мы знакомимся с людьми, с их этикой. "О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет" (Д.С. Лихачев).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru