Или вот другое высказывание Рашид-ад-Дина: надо, чтобы ты украсил серьезностью свою природу, а свою сущность облагородил кротостью. "Огонь гнева и раздражения гаси водой спокойствия и терпимости, и прегрешения виновных встречай прощением, чтобы сердца людей были открыты любви, дружбе и приязни к тебе". (Там же, с. 118).
Говоря о нравственной культуре человека, Рашид-ад-Дин пишет: "... Чтобы быть в числе людей добронравных и благочестивых, очищай пространство от сора злопамятности, а зеркало души - от пыли ненависти; стремись возвысить своды великодушия и расширить площадь щедрости; если будешь брать у горы и не класть взамен, то в конце концов гора рухнет..." (Там же, с. 121).
Известный в исламском мире наш соотечественник Абдул-Баки Джамо, призывая чеченцев к благоразумию, не уставал повторять, что он лично и наши чеченские братья в Иордании и других странах шлют свои сердечные пожелания прогресса и процветания на родной земле.
Джамо наставляет воздерживаться от обманчивого и преходящего благополучия от этого мира, которое не приносит ничего, кроме печали и волнения. Берегитесь, говорит он, не ослепляйтесь богатством жизни и обманным блеском этого мира. Живите в согласии и мире, будьте благоразумными, берегите честь и достоинство своих предков.
Имя еще одного нашего земляка, Абдурахмана Авторханова, политолога, историка, хорошо известно во всем мире. (Скончался в 1997 г. Дала гечдойла цунна!). Его этические высказывания мы находим в таких трудах, как "К основным вопросам истории Чечни" (1930), "Технология власти" (1959), "Империя Кремля" (1991) и других.
Вот что он пишет: "... Поистине, если даже мне суждено умереть, не побывав на родине, я умру с улыбкой на лице. Господь Бог и Даймохк (родина) - вот что было неразлучно со мной всегда ..." (А. Авторханов. Империя Кремля. М., 1991, с. 110).
Говоря о нашем суверенитете, Авторханов советует: "... Делайте все, чтобы мы не воевали между собой... Пожалуйста, прислушайтесь к голосу человека, который знает нашу историю ..." ("Литературная газета", 1991, №43).
Я долго живу в этом мире, говорил он, много повидал добрых и недобрых людей. Но добрых больше. Доброту надо воспитывать с рождения ребенка. И в этом большая ответственность лежит на родителях.
А. Авторханов назидал: долг старших - учить детей вайнахской этике, ведь дети - наше будущее. У чеченцев и ингушей богатая фольклорная культура, ее надо изучать и возрождать и на ее основе воспитывать молодых. Итак, мы постарались вкратце изложить основные этические мысли знаменитых ученых и писателей мира. Как видим, в центре их внимания были проблемы морали, нравственности и этики человека.
Великие мыслители понимали, что моральные качества человека - это орудие мышления, результат целенаправленного усвоения нравственно-этических норм, в которых отражены закономерности развития природы и общества.
Народная мудрость прошлого учит правильно решать проблемы взаимоотношения отцов и детей, нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Высказывания великих помогают нам правильно оценивать нравственные принципы, в которых отражаются социально-исторические потребности человека. Они дают четкие ответы на вопросы о том, как должен поступать человек в жизни.
Таким образом, философы, мыслители прошлого и современники своими высказываниями обогатили наши познания в области этического богатства народов мира.
ГЛАВА II. Нормативная этика вайнахов
1. О нравственной культуре
"Не забудь ни в коем случае никого из тех, кто хоть раз напоил тебя водой", - говорят вайнахи.
Сначала - вкратце о том, что же такое собственно этика. Этика - греческое слово. Это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика - наука нормативная. Она объясняет, что такое мораль и в то же время учит морали.
Этика у любого народа возникла в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, то есть она появилась с зарождением классового общества. В то же время этика призвана была теоретически решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром, а что злом и т.д.).
С принятием народами религий, этика приобретает специфические основы и понятия норм поведения человека в семье, обществе и т.п. То есть у любого народа она решает два рода проблем: вопросы о том, как должен человек поступать (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Наше время можно обозначить как эпоху массовой утраты моральных ценностей. Поэтому обращение к опыту минувших поколений, к нормативной этике наших дедов и бабушек представляется сегодня очень полезным. Наши предки не были грамотными по нынешним понятиям, но они были мудрыми, из поколения в поколение передавали своим детям нормативную этику. Здесь уместно вспомнить одну любопытную вайнахскую притчу.
Однажды пришла женщина к мудрейшему с просьбой научить ее правильно воспитать младенца.
Мудрец спросил:
- Как укладываете ребенка спать? Вдоль или поперек кровати?