Юсуф Баласагуни, замечательный мыслитель узбекского народа, дает прекрасные наставления и советы родителям:
Учи их наукам, дай воспитание.
Два мира даны будут им в воздаянье.
Отдай дочек замуж, жени сыновей.
Безбедно живи, все печали развей.
Учи сыновей добродетелям строго.
И благ они разных добудут премного.
(Антология педагогической мысли. Узб. ССР, М., 1986, с. 87-92)
Ахмед Югнак (XII в.) в известной на Востоке поэме "Дары праведных" с нравственно-религиозных позиций рассматривает этическое воспитание подрастающего поколения. Его пословицы и поговорки: - "Будь ближе к умным людям". "Щедрые люди добиваются известности, и их хорошее имя надолго остается в этом мире", "Если хочешь завоеван, всеобщую любовь, будь щедрым". "Если у тебя тысяча друзей, не считай, что это много" и другие вошли в сокровищницу народной мудрости.
Выходец из тюркских племен Средней Азии Амир Хосров (1253-1325 г.г.), поэт, историк и музыкант, воспевал народную этику, клеймил невежество и жестокость. Поэт желает человеку:
К моим наставлениям слух преклони.
Тебя от ошибок избавят они.
На жизнь человека влияет среда,
Опасной бывает она иногда.
Цени свою юность, заботься о ней,
Смотри, чтоб не жгло ее пламя страстей.
Худые влеченья от сердца гони –
Мучительный стыд порождают они.
Далее он советует:
Пусть тебя богатство не манит –
Жадность, алчность принесут лишь стыд.
В возрасте четырнадцати лет
Красоте твоей придет расцвет,
Ты поймешь, где правды рубежи,
Будешь правду отличать от лжи.
Только к благу, к знаниям стремись,
От невежд ничтожных отвернись.
Амир Хосров, убедительно уберегая сына от плохих людей, говорит:
Пусть обижен будет притеснитель,
Не жалей его, ведь он — мучитель,
Пьяный в яму свалится — пускай,
Ты ему веревки не давай.
Бойся, как тиран, людей обидеть,
Чтоб от них обиды не увидеть.
(Амир Хосров. Избранная лирика Востока. Ташкент, 1980, с. 43).
И сегодня не потерял своего этического значения замечательный труд Джалалиддина Давани (1427-1502 г.г.) "Этика положений". Это произведение стало своеобразным учебником в школах и медресе Самарканда и Бухары. Давани писал, что достаточно упомянуть отдельные моменты из жизни детей: когда меняется их среда, тогда становится очевидным, какой огромный след оставляет у них воспитание. Он утверждал, что "душа ребенка похожа на чистую доску, на которой легко начертить любое изображение" (Антология педагогической мысли. Узбекская ССР. М., 1986, с. 124).
Вряд ли найдется семья, отдельный человек, который бы не знал произведений Алишера Навои. Он писал: "Голову свою перед отцом склоняй, а сердце матери отдай"; "Но слово - лишь тогда оно сильно, когда к добру, как луч, устремлено".
Поэт - лирик Хафиз Ширази (1325-1380 г.г.) воспевал этические нормы - доброту, любовь к человеку, справедливость. Он рекомендует воспитывать человека с раннего детства, ибо тот, кто с детства не испытывал воздействия этического воспитания, став взрослым, будет несчастным человеком ...
Абеляр (1079-1142 г.г.), французский богослов и философ в сочинении "Познай себя, или Этика", доказывает, что человек по свободной своей воле может не только грешить, но и быть добродетельным. Совесть - естественный закон, присущий всем людям и выступающий критерием нравственности: поступок по чистой совести не является греховным. Он страстно отстаивает ценность человеческой личности, ее право на самостоятельность и счастье, осуждает бесчеловечность.
В своей "Исповеди" Августин (Аврелий, 354-430 г.г.) отмечает, что Бог - источник и критерий нравственности, которая противоположна "земной чувственности"; вся полнота добра воплощена в Боге, а источник зла - первородный грех на роде человеческом.
Древнегреческий философ, ученик Сократа Антисфен из Афин (435-370 г.г.) разработал целую школу нравственности этических проблем. Он учил, что счастье и добродетель заложены в самом человеке и всецело зависят от его воли и разума.
И другой древнегреческий философ-идеалист, Аристипп (ок. 435 - ок. 356 г.г. до н.э.), не оставил без внимания этические вопросы. Его интересовала проблема назначения человека в жизни. Человек, с точки зрения Аристиппа, не должен становиться рабом своих наслаждений - в них, в этих наслаждениях, важны мера и разумность, духовный элемент. Ученый говорит, что все живые существа ищут мерила добра и избегают зла.
Ученый-энциклопедист Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), величайший древнегреческий мыслитель, основал богатейшую этическую школу. Он посвятил вопросам этики три специальных труда, глава одного из них - "Этика Никомаха" - предназначалась для его сына. Аристотель считал, что в основе моральной деятельности и нравственных доблестей лежит объективная целесообразность. Высшее благо - это цель, к которой люди стремятся ради нее самой. Стремящаяся к высшему благу жизнь может быть только деятельной; добрые чувства, не обнаруженные в действии, не дают блаженства. Достигнуть цели можно, обладая добродетелью, которая есть прежде всего умение верно ориентироваться - выбирать среднее между излишеством и недостатком. Далее ученый говорит: выбору подлежит только наилучшее, или интеллектуальное (например - мудрость).