Вайнахская этика

Исаев Э.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848 г.г.), революционный демократ, литературный критик и философ, рассматривает сферу нравственности, борьбу между добром и злом как проявление "вечной идеи". Универсальность нравственного закона, требующего, чтобы человек всегда поступал в соответствии со своим долгом, коренится в необходимости и всеобщности разума. Проблема идеала, назначения человека, отношения личности и общества, детерминация нравственности - в центре этической мысли Белинского. Он считает, что жизнь должна быть переделана в соответствии с гуманным идеалом, служащим выражением абсолютного разума (этим и определяется назначение человека), что истинная жизнь заключена в сфере идеального. Он пишет: "Люди должны быть братья, счастье каждого зависит от счастья всех".

Другой русский философ и публицист, Николай Александрович Бердяев (1874-1948 г.г.), учил, что в сфере деятельности человека царствует "этика закона", она устанавливает внешнее различие добра и зла, делит людей на добрых и злых. Этика позволяет человеку ответить на зов Бога.

В своих очерках Гартман Эдуард (1842-1906 г.г.), немецкий философ, отмечает, что всякая нравственная обязанность существует лишь как обязанность по отношению к Богу. Человек поступает нравственно, если, осознавая свое единство с духовным началом, он делает цели последнего своими собственными целями.

Не менее интересную мысль, связанную с этикой, высказал представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Гегель (1770-1831 г.г.). Этика, по Гегелю, есть мораль обязанностей перед семьей, обществом и государством.

Русский мыслитель-материалист Александр Иванович Герцен (1812-1870 г.г.) стремился разрешить вопрос о месте человека в мировом универсуме. Он пишет, что понять всю святость прав личности и не разрушить, не раздробить на атомы общества - самая трудная социальная задача. Он разработал основы этики, принципы морали. Его нравственные взгляды мы обнаружим, прочитав такие его труды, как "Капризы и раздумья" (1847), "Несколько замечаний об историческом развитии чести" (1846), "С того берега" (1850) и другие.

Английский философ-материалист Гоббе (Томас, 1588-1678 г.г.) замечает, что добродетели способствуют выигрышу, поскольку они - свидетельство силы индивида. Суть всех естественных законов Гоббе выразил в одном правиле: "Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе". Отличительные черты этики Гоббе изложил в сочинениях: "Основы философии", "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651), "Человеческая природа" и "О свободе и необходимости".

Гольбах (Поль Анри, 1723-1789 г.г.), философ-материалист, отмечает: "Нравственность, как и Вселенная, основывается на необходимости или на вечных отношениях вещей... Будем черпать свою мораль в природе, в разуме... Следуя этой морали, мы будем счастливы и довольны в этом мире, приятны своим согражданам". К важнейшим добродетелям Гольбах относил гуманность, справедливость, благоразумие, умеренность и силу (активность в общественно полезной деятельности).

Воззрения Демокрита (ок. 460-370 г.г.), древнегреческого философа-материалиста, изложены в его произведении "Малый диакосмос". Этике Демокрита свойственен натурализм и рационализм (мудрость - высшая добродетель, разум - критерии морального поведения; отождествление мудрого человека с нравственным). Учению его присущи также элементы утилитаризма: добро - то, что полезно, зло - то, что вредно; критерии для различения удовольствий - польза; принцип "золотой середины" - чувство меры, умеренность в удовлетворении потребностей.

Говоря об этике, Николай Александрович Добролюбов (1836-1861 г.г.), русский литературный критик, публицист, философ-материалист, считал, что необходимо учитывать условия, в которых человек формировался и которые диктуют ему способ поведения. Моральным, считал Добролюбов, может быть только действие во имя высоких идеалов. Большое место в этике Добролюбова занимает концепция "разумного эгоизма", обосновывающая органическое соединение высоких общественных идеалов с индивидуальными потребностями. Наиболее четко и полно суть этой концепции выражена в его статье "Николай Владимирович Станкевич" (1857).

Автор пишет: "Кажется, не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собою веления долга, как какое-то тяжкое иго ..., а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение", позволяли находить "в счастье других собственное счастье". Этике посвящены работы Добролюбова "О значении авторитета в воспитании (1857), "Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью" (1858), "Роберт Овен и его попытки общественных реформ" (1859) и др.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.), великий русский писатель, известен во всем мире своими произведениями, где на первом плане стоят нравственность, доброта, гуманность, заботливость, нежность. Он прямо обращается к обществу: "Слушайте: мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу только своим появлением между нами. Поэтому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому (хотя бы и имели их научить чему), к их невинности, даже и при порочной какой-нибудь в них привычке к их безответственности и трогательной их беззащитности". (Достоевский Ф.М. Письмо Н.Л. Озмидову; Ф.М.Достоевский. О русской литературе. М., 1987, с. 379).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru